Мы снова становимся в позу: «Чего еще изволите?»

Мы снова становимся в позу: «Чего еще изволите?»

Спортивный арбитражный суд (CAS) отклонил запрос Олимпийского комитета России на использование песни «Катюша» в качестве замены гимна на Олимпийских играх в Токио и Пекине. «Комиссия CAS считает, что ограничение на любой гимн, связанный с Россией, распространяется и на любую песню, связанную с Россией или со ссылками на нее, в том числе и на “Катюшу”», — говорится в заявлении суда.

В нем также утверждается, что «в России “Катюша» считается патриотической песней, в которой содержится призыв к солдатам защищать Родину». При этом отмечается, что «решение о том, какой гимн использовать российской команде на Олимпийских играх, будет принимать Международный олимпийский комитет (МОК), а не Россия».

Как известно, в декабре 2020 года CAS сохранил правомерность санкций в отношении России со стороны Всемирного антидопингового агентства (WADA) из-за якобы манипуляций с базой данных Московской антидопинговой лаборатории. После этого Россия предложила использовать «Катюшу» вместо национального гимна во время церемонии награждения. И вот теперь даже это спортивными чиновниками нам не дозволяется. Причем понятно, что причина запрета – политическая. Песню сочли «патриотической», именно поэтому и наложили на нее табу. Другими словами, России без обиняков сказали, что проявлять патриотизм нам не позволено.

Как же отреагировали на это не просто унизительное, а невыносимо оскорбительное для России решение CAS наши спортивные чиновники? Комментируя его, председатель Комиссии спортсменов Олимпийского комитета России, олимпийская чемпионка по фехтованию на саблях Софья Великая заявила: «”Катюша” — очень патриотичная песня, известная всему миру, поэтому и был предложен этот вариант. Чтобы когда российский спортсмен выступал, то об этом знали бы все страны».

Но произнеся эти правильные слова, она при этом тут же покорно объявила: «Раз отклонили, то будем искать другой вариант». Отметив, что федерации разных видов спорта уже предлагают разные музыкальные композиции, и в ходе обсуждений высказано «достаточное количество мнений» насчет других вариантов. «Тем не менее из-за временных ограничений необходимо быстрее принимать решение и предложить сразу несколько различных композиций», – добавила, продолжая гнуть соглашательскую линию, наша именитая в прошлом спортсменка, выступающая сейчас в роли спортивной чиновницы. Стыдоба!

…«Можно было бы и голосование провести, но у нас очень большая страна и много спортсменов. В других странах такое бы было возможно быстро совершить, но у нас это займет достаточно длительное время. Еще нужно разобраться – по каким критериям отбирать: чтобы мир знал или более современную, молодежную. Или патриотичную», – объяснила Великая, не исключив и использование гимна МОК в качестве замены российскому.

Никакого протеста не выразили пока даже в Госдуме. Так, член комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Дмитрий Свищев ограничился тем, что назвал решение СAS «странным».

«В этой ситуации понятно, что МОК, судя по всему, снял с себя ответственность и обратился за разъяснениями в Спортивный арбитражный суд, – сказал, осторожно подбирая слова, Свищев. – Разъяснение CAS не только выглядит негативным, но и является достаточно странным. Фактически под запретом теперь не только гимн, но и вообще любые композиции на русском языке. Поскольку многие песни имеют то или иное отношение к России, хотя бы в виду языковой принадлежности».

«И раз уж на то пошло, то песня “Катюша” была написана еще во времена СССР, в состав которого входила не только Россия. А вообще, думаю, что это не последний выпад в нашу сторону, наши коллеги до окончания санкций будут и в дальнейшем использовать любую возможность, чтобы нас уколоть», – добавил он.

Так же беззубо и соглашательски отреагировала на запрет «Катюши» депутат Госдумы, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова. «Этого следовало ожидать, – сказала она по телефону РИА Новости, комментируя решение CAS. – Думаю, не следует тут зацикливаться на одном варианте, нужно предлагать несколько. Не хочется рассуждать в ключе, что лучше – “Катюша” или первый концерт Чайковского, но, думаю, что для МОК вариант с Чайковским более нейтральный. Международная федерация уже его одобрила, так что, думаю, этот вариант вполне подходящий».

Не стал протестовать в ответ на оскорбительный запрет и почетный глава Олимпийского комитета России, первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков. «Я могу назвать это решение CAS глупостью. К этому мне больше нечего добавить», – ограничился констатацией факта Жуков в интервью ТАСС.

А трехкратная олимпийская чемпионка, депутат Госдумы Ирина Роднина вообще отреагировала странно. «Совершенно правильное решение, – одобрила она запрет «Катюши». – Идея сама по себе не лучшая. Если уж выбирать, то мелодия должна быть другой. А в принципе я считаю, что лучше вообще без гимна. Чем больше мы завоюем золотых медалей, тем тоскливее будет проходить Олимпиада», – считает Роднина.

Другими словами, в ответ на оскорбительное для России решение международных спортивных чиновников, чиновники отечественные, даже из числа бывших спортсменов, вместо того, чтобы выразить в связи с этим негодование и решительный протест, снова встали в позу униженных просителей: мол, чего изволите, господа? Одно слово – лизоблюдство, как ни крути.

Покорно выразили согласие на то, чтобы подобрать вместо «Катюши» другую песню и даже заявили, что «лучше вообще без гимна». Может, и Россию переименовать прикажут? А что… Лиха беда – начало.

А вот какой ответ на запрет СAS дал народный артист РСФСР Лев Лещенко: «Я считаю, что наши спортсмены, которые будут восходить на пьедестал, должны наплевать  на запрет и петь “Катюшу”. Просто выучить слова и петь сами, чтобы это было показательно, потому что весь мир прекрасно знает “Катюшу”, может быть, даже больше гимна. Это безобразие и очередной демарш в сторону нашего Отечества. Спорт никогда не был политической мишенью. Поэтому эти люди, я считаю, безнравственно себя ведут по отношению к культуре и спорту нашего Отечества», – сказал Лещенко РИА Новости.

Что тут скажешь? Неужели не понятно, что нынешний запрет CAS – не просто запрет песни, а это – наглядный эпизод развернутой против России яростной гибридной войны. Ее составляющая часть – война информационно-психологическая, исподволь уничтожающая национальное самосознание и приводящая к депрессивности населения, покорности перед врагом, глубоко унижающая нашу страну. Это война, которая уничтожает Россию изнутри без единого выстрела. Сейчас ее цель – представить нашу страну мировым изгоем, в том числе и в спорте.

И вот: против нас идет безжалостная война на всех фронтах, а мы в ответ на оскорбительные атаки извиняемся, оправдываемся, покорно склоняем голову перед оскорблениями, соглашаемся на унизительные условия, в которые сейчас западные спортивные чиновники ставят наших спортсменов. Фактически сдаемся без боя. Понятно, что наши спортсмены очень хотят выступать на международных соревнованиях, а наши спортивные чиновники очень хотят ездить по Европам вместе с ними и заседать во всякого рода международных организациях, где, кстати, российские представители получают очень нехилые зарплаты. И, наверное, именно поэтому они не хотят терять эти «кормушки» и в ответ на унижения и оскорбления не энергично протестуют, а покорно соглашаются, проявляют мягкотелость, идут на бесконечные уступки. Но тут дело вовсе не в наших чиновниках, и даже не в спортсменах, а в том, что западная пропаганда, превзошедшая по лживости геббельсовскую, предназначена, прежде всего, для населения, она подтачивает достоинство нашей страны не только в России, но и за ее пределами. Печально, но самым достойным ответом на наглость Запада можно считать только резкое, но справедливое выражение – «дебилы!» – Сергея Лаврова на встрече Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Гамбурге в адрес оператора Reuters. И это слово – верная характеристика нынешнего поведения Запада по отношению к России! Но так решительно мы отвечаем в политике, а в спорте?

Как известно, позиция у президента России Владимира Путина сейчас такая: если видишь, что драка неизбежна, бей первым. Есть и другой вариант, который продемонстрировал в свое время Евгений Примаков: когда на подлёте к Америке узнал, что США бомбят Сербию, он развернул самолет в сторону Москвы. Когда «За державу обидно», других рецептов защиты Отечества и его достоинства не существует. Но почему, когда нам запрещают наш флаг, нашу родную «Катюшу», мы сегодня не делаем такой же «разворот»? Ведь надо же не мямлить в ответ на оскорбления, а отвечать хамам не политкорректно, а адекватно.

Конечно, это не значит, что мы должны с оскорбленным видом запереть наши ворота, изолироваться от мира, ни с кем не общаться и вообще не ездить на спортивные состязания за границей. Нет, этого, наверное, делать не стоит, но ответ на такие оскорбительные запреты должен быть совсем иным.

«Это позор, – пишет обозреватель агентства «Царьград» Андрей Перла, – Никакого другого слова для этой ситуации подобрать невозможно. Россия опозорена, и никто, кроме российских чиновников от спорта и российских спортсменов, в этом не виноват. Не потому, что кто-то там когда-то кое-где у нас порой якобы пользовался допингом. А потому что никакого “мы подберём вместо гимна другую песню”, “мы согласны пройти под белым флагом”, лишь бы нам разрешили участвовать в соревнованиях – не должно быть никогда и ни под каким видом. На запрет поднимать свой флаг – чем бы этот запрет ни мотивировали, хоть допингом, хоть решением мировой закулисы, хоть желанием лысого заокеанского чёрта – уважающей себя России может быть только один ответ: адью, медам и месье. В таком случае играйте в свои игры без нас».

В свое время при поездке в Америку поэт Маяковский написал: Я в восторге от Нью-Йорка города. \ Но кепчонку не сдерну с виска. \ У советских собственная гордость: \ на буржуев смотрим свысока.

Но вот, прошли годы, уже нет СССР и, хотя Россия сейчас проводит независимую внешнюю политику, но вот, что касается спорта, то сейчас наша реакция в ответ на оскорбления и унижения нашей страны со стороны международных спортивных чиновников выглядит, мягко говоря, не убедительно. У нас сегодня, что… «собственной гордости» и в самом деле уже нет?

Андрей Соколов. Специально для “Столетия”

 

Поделиться статьёй