СУВОРОВСКИЕ ТРАДИЦИИ – ДОКЛАД ДЛЯ ЗАОЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ПЮХТИЦЕ

СУВОРОВСКИЕ ТРАДИЦИИ – ДОКЛАД ДЛЯ ЗАОЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ПЮХТИЦЕ

Каждый год в 11-12 декабря Успенский женский монастырь в Пюхтице (Эстония) собирал ученых, священников, преподавателей, журналистов на традиционную Международную научно-практическую конференцию. Нынче коронавирус внёс свои поправки, поставив, как говорят музыканты “бекар” встрече. Но конференция всё же состоится. Правда, в заочном формате. Тема её – «Аксиологический подход к совершенствованию личности на основе взаимодополняемости православной и светской культуры». Представители “Русского Салона” ежегодно участвовали в этом форуме с докладами и статьями, которые потом публиковались в сборниках. 2020-й “коронавирусный” не стал исключением. Ниже публикуется совместная статья Людмилы Турне и Людмилы Винской, подготовленная с надеждой, что мир всё-таки сможет победить “корону” и границы снова будут открыты. До встречи, друзья!

+++

Турне Л.А. (Стокгольм, Швеция), Винская Л.А. (Красноярск, Россия),

СУВОРОВСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ РАЗНЫЕ ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН

Аннотация. Статья рассматривает воздействие суворовских традиций на патриотическое воспитание русского воинства и на духовное объединение разных поколений россиян.

Ключевые слова. Суворов, патриотическое воспитание, духовное наследие, связь поколений.

«Потомство мое прошу брать мой пример; всякое дело начинать с благословения Божия; до издыхания быть верным Государю и Отечеству; избегать роскоши, праздности, корыстолюбия, и искать славу через истину и добродетель, которые суть мои символы» А.В. Суворов.

К сожалению, в России снижается – причём пугающе быстро – воспитательное воздействие на общество тех высоких моральных принципов, которые прежде были непреложными законами наших предков. Нынче налицо тотальная утрата национального патриотического сознания и неприкрытое проявление равнодушия, цинизма, неуважительное отношение к государству в целом, и к Родине в частности. Западные «ценности» и модели поведения, увы, всё чаще берут верх. Примеры этой «европейской привязанности» можно встретить на каждом шагу; представители различных слоёв российского общества находятся в плотной блокаде западных «проповедников свободы». Положение усугубляется, и уже давно пора бить в набат, пытаться переломить ситуацию. Тем более что в России есть духовные полководцы, встав под знамёна которых, можно попытаться прорвать блокаду. Да, многие из них уже давно пребывают в мире ином, но наследие их никуда не делось и не устарело: оно может принести много пользы живущим в XXI веке.

Принятая «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» так определяет современный национальный воспитательный идеал: «Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны» [1]. Как один из примеров, оказывающих влияние на формирование личности, – традиции, заложенные некогда великим русским полководцем и патриотом Александром Васильевичем Суворовым, чьё 290-летие отмечается в 2020 году (на этот же год приходится и другая суворовская дата: 220 лет со дня кончины генералиссимуса).

Влияние суворовских традиций на объединение россиян разных поколений можно проследить по деятельности различных патриотических обществ. Одно из них – «Омофор-Суворовский призыв» – теснее других связано с судьбой великого полководца. В его рядах дошкольники и пенсионеры: отцы и деды, внуки и правнуки. Всех их 15 лет назад взял под своё начало генерал-майор, профессор военной академии А.В. Черкасов и вдохновил заняться восстановлением Васильевского храма, построенного в свое время А.В. Суворовым в память об отце в селе Кистыш и ставшего почти руинами за годы богоборческой власти. Пришло в упадок и село – бывшее суворовское поместье.

По счастливой случайности, узнав об этом, тёзка великого полководца генерал-майор Александр Владимирович Черкасов оперативно собрал под суворовские знамёна «боеспособный» отряд. И началось мирное сражение за Суворовский храм. Был объявлен сбор средств (на сайте «Омофора» регулярно печатались и продолжают печататься отчеты об их расходовании), проводят трудовые десанты-субботники по реставрации и благоустройству территории, в которых принимают посильное участие стар и млад, даже малышам находится дело. И это бесценный воспитательный фактор. В Васильевском Суворовском храме сначала прошли первые молебны, а сейчас на литургии приезжают православные из самых разных мест России, ближнего и дальнего зарубежья… Новоявленная армия суворовцев вдохнула жизнь не только в некогда умиравший Васильевский храм, но и в само маленькое село, которое обрело второе дыхание: к нему был подведён газ, проложен асфальт, появился музей Суворова с учебными кадетскими классами. Село оказалось в центре внимания широких слоев общественности и властных структур. С Божьей помощью православная дружина генерал-майора Александра Черкасова одерживает одну победу за другой, всякий раз подтверждая суворовские слова: «Бог – наш генерал». Работы по восстановлению храма, строительству музея, по возведению памятника генералиссимусу ещё крепче сплотили разных людей, а краеугольным камнем этого объединения стали суворовские традиции, у которых самый надёжный фундамент – православная вера и любовь к Отечеству.

Образно выражаясь, люди пошли в атаку – против исторического забвения – под суворовскими знамёнами и не посрамили имени национального героя, одержали победу, продолжив традицию полководца: ведь Александр Васильевич не проиграл ни одного сражения…

+++

…Но, как известно, Суворов был не только великим полководцем, но и мудрым педагогом, хотя его педагогическое новаторство и по сю пору находится в тени его воинского таланта. Однако, факт есть факт – генералиссимус внёс неоценимый вклад в создание и развитие военной педагогической школы. Следует обратить внимание на две равнозначные составляющие такого понятия как «суворовская школа» – «военная» и «педагогическая». Александр Васильевич был убеждён, что самое главное заключается в формировании у всех чинов Русской армии (от рядовых до офицеров) общечеловеческих качеств, которые необходимы каждому защитнику Отечества. От офицеров он требовал уважительного, но строгого отношения к нижним чинам. А от солдат – неукоснительного соблюдения дисциплины и самоотверженного служения при выполнении воинского долга. Основные воспитательные принципы воинов полководец изложил в наставлении «Полковое («Суздальское») учреждение» и в материалах, опубликованных в его знаменитой книге «Наука побеждать», не теряющей своей актуальности и ныне [3].

Первостепенное значение в обучении подчинённых A.B. Суворов придавал духовной стороне человеческой природы, морально-психологическому состоянию солдат и офицеров, ибо он признавал «господство духа над материей». Поэтому полководец всегда старался поднимать дух своих подчинённых, повышать уровень их личной сознательности. Казалось бы, ничего удивительного – ведь так и должно быть, но надо помнить: тогда это было новое слово в военной педагогике, потому что в наёмных армиях того времени основой была «формула» прусского полководца Фридриха II: «Солдат должен бояться палки капрала более, нежели пули неприятеля». Суворов считал иначе: он верил в сознательность русского солдата, его преданность царю и Отечеству, а потому старался делать всё, чтобы его армия представляла собой не сообщество бездумных служак, а единый организм, способный действовать осмысленно, бесстрашно и при любых обстоятельствах стремиться к победе. Суворов на деле доказал способность посредством соответствующих методов воспитания и обучения формировать у военных, к каким бы сословиям они ни принадлежали, высокие боевые и нравственные качества.

Полководец требовал сознательного – именно сознательного! – участия в боевых действиях не только от офицеров, но и от низших чинов. В одном из своих приказов он писал: «Не довольно, чтобы одни главные начальники были извещены о плане действий. Необходимо и младшим начальникам постоянно иметь его в мыслях, чтобы вести войска согласно с ним. Мало того: даже батальонные, эскадронные, ротные командиры должны знать его; по той же причине – даже унтер-офицеры и рядовые. Каждый воин должен понимать свой маневр. Тайна есть только предлог больше вредный, нежели полезный. Болтун и без того будет наказан» [4]. Это не бездумная доверчивость, это доверие к подчинённым. Но доверяя, Суворов требовал, чтобы командиры и во время военных действий, и в мирное время наставляли войска, обращаясь к разуму солдат, воспитывали в них высокие моральные качества: «Солдату надлежит быть храбру, твёрду, решиму, справедливу, благочестиву. Молись Богу, от Него победа». Но при этом Александр Васильевич не только словом, но и собственным примером внушал подчиненным, что эти качества формируются лишь в ходе, говоря современным языком, постоянного повышения боеготовности личного состава. «Не надлежит мыслить, – писал Суворов в заключительной части «Полкового учреждения», – что слепая храбрость дает над неприятелем победу…» [3]. Полководец воспитывал у солдат уверенность в том, что «никто не устоит против русского оружия, ибо мы сильны и уверены в себе. Но для этого, считал полководец, необходимо максимально занимать солдата службой, боевой выучкой. Праздность недопустима, ибо праздность, по глубокому убеждению Александра Васильевича, есть «корень всему злу», а постоянное трудолюбие позволяет каждому в совершенстве овладеть своим делом. Суворов терпеть не мог так называемого немогузнайства. «Не могу знать!» – к этой фразе Александр Васильевич относил любые случаи растерянности, нерешительности, суеты, безответственности и т.п.. «От немогузнайки, – говорил он, – много, много беды!». И жизнь не раз подтверждала его правоту.

Среди других правил и традиций, которые были в суворовской армии, одной из самых важных полководец считал воспитание подчиненных личным примером командиров, поэтому прежде всего спрашивал строго с себя. Подчинённые это видели и не обижались на строгость полководца, понимая, что Суворов спрашивает с себя строже, чем с подчинённых, за спины которых он никогда не прятался. Его часто можно было видеть на передовых позициях среди солдат. Они знали и видели, что Суворов наравне с ними переносит тяготы походной жизни, не требуя для себя особых привилегий, он был прост в быту, не чурался солдатской пищи. Он был свой среди своих.

От офицеров полководец требовал «благородного поведения и полного знания службы». Суворовские наставления для командиров отличались простотой и мудростью: «Будь добрым солдатом, если хочешь быть хорошим фельдмаршалом; тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример, храни в памяти имена великих людей и следуй их примеру, возьми себе в образец героя древних времен и иди за ним вслед, поравняйся, обгони». Полководец не допускал послаблений при обучении войск, но в то же время от офицеров требовал беречь молодых солдат, «исподволь их к службе приучать, взирая на каждого особо». Вроде бы простое правило, но как много в нём мудрости и заботы. Обучать войска он призывал «сколько лишь возможно не утомляя людей». Кроме того, Суворов строго спрашивал с начальников всех рангов, когда дело касалось здоровья нижних чинов: «Кто его не бережёт, офицеру – арест, унтер-офицеру и ефрейтору – палочки, да и самому палочки, кто себя не бережёт».

Серьезным стимулом в воспитании солдат, считал A.B. Суворов, является честолюбие. Только воспитанием честолюбия в забитом, униженном крепостном крестьянине можно было пробудить сознание человеческого достоинства, сформировать чувство гражданского долга перед Отечеством. Честолюбие являлось тем оселком, на котором полководец, что называется, правил волевые качества воинов, изводил нравственные пороки. «Честолюбивый солдат, – был уверен Суворов, – всё делает из амбиции и, следовательно, всё делает лучше… Без честолюбия, послушания и благонравия нет исправного солдата». В Суздальском полку, вспоминал полководец, «всякий имел честолюбие», поэтому полк был хорошо обученным. Воспитывая здоровое честолюбие, Суворов в то же время не терпел тех честолюбцев, которые по эгоистическим, карьеристским побуждениям могли в бою много людей «перепортить», вызвать напрасные человеческие жертвы.

Суворов поощрял войсковое товарищество прежде всего потому, что оно сплачивало солдатскую массу и позволяло прививать правила взаимодействия и взаимовыручки в бою. Нормой поведения его чудо-богатырей стали непреложные правила: «товарищ товарища обороняй», «сам погибай, а товарища выручай».

Одним из основных средств формирования у солдат высокого морального духа Суворов отводил религиозному воспитанию, нередко повторяя: «Бог нас водит. Он – наш генерал». Командир Суздальского полка добивался того, чтобы все офицеры и нижние чины были активными приверженцами религии, регулярно посещали храм, знали молитвы. В этих целях Суворов построил в Новой Ладоге, где квартировал Суздальский полк, церковь и заботился о достойном её убранстве. Забота об исполнении воинами религиозных обрядов была для Суворова ничуть не меньше, чем о боевой подготовке.

Суворовские традиции актуальны и ныне, они не устарели, поэтому нет ничего удивательного в том, что на них основана и программа «Духовное укрепление российского воинства» разработанная в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы». Она представляет собой комплекс мероприятий по возрождению и укреплению духовных принципов служения Отечеству на основе православной веры и русских воинских традиций. И тут тоже без традиций Суворова не обошлось, ведь именно он в завете российскому воинству, наказывал: «Молитесь Богу, от Него победа. Без молитвы оружья не обнажать, ружья не заряжать, ничего не начинать. Всякое дело начинать с благословения Божия. До издыхания быть верным Государю и Отечеству. Дух укреплять в вере отеческой, православной. Безверное войско учить – что перегорелое железо точить…» Доступно и точно!

В ХХI веке первые после 1917 года, соборными усилиями государства, Русской Православной Церкви и российского общества начал действовать проект духовного укрепления воинства. Программа ориентирована не только на воспитанников суворовских, нахимовских и кадетских корпусов, курсантов училищ, но и на сотрудников правоохранительных, военных подразделений и ведомств.

Организацию «Омофор-Суворовский призыв» можно по праву считать одной из составляющих этой программы. Созданная по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, на основании Соглашения о сотрудничестве с Синодальным отделом Московской Патриархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, она работает уже 15 лет – с декабря 2005 года, одерживая одну духовную победу за другой, приводя в свои ряды всё новых представителей разных поколений, исповедующих суворовские традиции.

Использованная литература

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 40 с.
  2. Курасов В.В. Суворовские принципы обучения и воспитания войск // A.B.Суворов: Из материалов, опубликованных в связи со 150-летием со дня смерти. – М., 1951. – С. 28.
  3. Суворов А.В. Наука побеждать. М., Изд-во Азбука, 2010. – 120 с.
  4. Стратегия духа: основы воспитания войск по взглядам A.B. Суворова и М.И. Драгомирова. – М., 2000. – 256 с.

Поделиться статьёй