ТВОРЧЕСКИЙ ОАЗИС, ИЛИ АРТ-БЕРЕГ ПОД МОСТОМ
Со словом «лето» с детства у меня закрепилась чёткая ассоциация – отдых, жара и море. Я люблю осень за густые листопады, зиму за то, что можно раз в неделю выезжать из города, чтобы покататься на лыжах и пить крепкий, заваренный папой чай, весну – за теплеющее солнышко и чувство, что всё только начинается. С недавних пор у меня появилась причина, чтобы ждать лето чуточку больше, чем обычно, – маленькая деревянная сцена на набережной Красноярска, которая собирает вокруг себя всех: от актёров до художников, простых прохожих и тех, кто с нетерпением ждёт вечера, чтобы снова вернуться на «Творческую поляну».
Я стою у дороги, что у Красноярского краеведческого музея. От проезжей части меня отделяет всего один шаг. «Почему никто не сделает здесь пешеходный переход?» – в который раз мысленно возмущаюсь я и перебегаю дорогу в тот момент, когда между машинами и мной оказывается достаточное расстояние, чтобы не умереть под колёсами.
Слева от спуска к набережной Енисея расположилась небольшая площадка-балкон. Чаще всего сюда выходят покурить, тут же, стоя в обнимку, смотрят на Енисей парочки. Вдалеке виднеются огни стадиона, розовато-персиковое небо отражается в реке, воду с шумом рассекает чей-то катер и пропадает из поля зрения. В уголке сидят ребята с гитарой. Их пятеро, заводила перебирает пальцами по струнам и стучит ногой в такт, его товарищи подвывают песне, не стесняясь того, что не попадают в ноты.
Я спускаюсь по местами разбитым ступенькам, стараясь не оступиться в сумерках. У перил группка ребят поет под укулеле*, и им совсем не мешает то, что на сцене кто-то играет другую песню. Тут же обсуждают новости политики и самое новое из аниме и кинематографа.
Под каменным мостом всегда прохладно, даже немного сыро, от воды ветер приносит свежесть. Творческая поляна – так называется место, куда я прихожу каждый летний вечер. Простая, грубовато сделанная из дерева небольшая сцена, цветные-кубики сидения и кресла-ступеньки – вот и весь антураж. Здесь читают стихи, танцуют ирландские танцы и поют песни. Пьют чай, кутаются в пледы, встречаются с друзьями и заводят новые нечаянные знакомства.
А вот и бессменная ведущая площадки Марина. С тамбурином в руках она дополнит любую композицию. Не знаете, что такое тамбурин? А что такое бубен, знаете? Думаете, это тамбурин и есть? Марина этого очень не любит, ведь тамбурин – это тамбурин, а бубен – это та штука для шаманов из древности. У Марины лиловые волосы и цветные носки: один жёлтый с помпончиками, а второй синий, со «Звёздной ночью» Ван Гога. Я уверена, что судить о человеке можно по тому, насколько крепко он обнимает тебя при встрече. Марина не упускает ни одного знакомого и всегда обнимает так искренне и крепко, как будто вы не виделись целую вечность.
Мужчина лет пятидесяти с короткими, местами седыми, волосами берёт микрофон. Мой любимый артист! Включается одна из тех попсовых мелодий, которые можно было услышать пару десятилетий назад, и мужчина запевает: «Ната-а-аша, Ната-а-аша, если бы диво случилось, и стала ты вдруг некрасивой…» Он исправно поёт эту песню не реже раза в неделю. Что если в толпе её слушает та самая Наташа? Или он поет её для той, которая давно покинула его, и он до сих пор на неё обижен? Мужчина опускает микрофон и уходит со сцены, колонка фонит. Люди подбадривающе, хотя и с небольшим энтузиазмом, аплодируют.
На сцену поднимается пухленькая девочка лет пятнадцати. Она не накрашена, волосы небрежно собраны в хвост, легкая клетчатая рубашка плотно облегает опущенные плечи. Смотря в пол, она сбивчиво объясняет, что сейчас сыграет свои песни и это первый раз, просит не быть строгими. Первый аккорд уносит всю её неуверенность – она прикрывает глаза, расправляет плечи и через строчки песен рассказывает о своих тревогах и радостях. Каждую ноту она пропускает через себя, и вся мелодия отражается в её движениях, то плавных, то энергичных и горячих. У нас нет причин ей не верить –человек, который так отдаётся песне, не может быть неискренним.
Как-то раз я предложила подруге пойти на Арт-берег, но она отказалась. «Меня постоянно туда тащат, но я была там однажды и мне не понравилось», – объяснила своё нежелание она. Да, пожалуй, это место приглашает к себе каждого, но остаются с ним те, кто действительно этого хочет.
Всё чаще при знакомстве с новыми людьми я слышу: «О, а я видела тебя на берегу» или у нас оказываются общие знакомые из этого места. Фотографы, музыканты, актеры – все так или иначе связаны с этим местечком. Земля становится ещё круглее, если ты связан с площадкой под Коммунальным мостом.
«Творческая поляна – поляна для вас и вашего творчества», – слышу я завершающие слова ведущей и иду прощаться со всеми знакомыми: но арт-берег не арт-берег без тепла человеческих сердец и объятий.
Иоланта ДРЫКОВА
* Укулеле (гав. Ukulele — скачущая блоха) — четырёхструнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары. Используется для аккордового сопровождения при исполнении песен, реже для игры соло