ЛЮДМИЛА СУТЯГИНА: ПАЛОМНИЧЕСТВО К МОЩАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

ЛЮДМИЛА СУТЯГИНА: ПАЛОМНИЧЕСТВО К МОЩАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

«Поминайте наставников ваших, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» [Апостол Павел (Евр. 13, 7)].

Репортаж о прибытии мощей Св. Николая в Москву https://russalon.su/2017/05/22/moshhi-nikolaya-chudotvortsa-iz-goroda-bari-dostavleny-v-moskvu/

Людмила СУТЯГИНА, кандидат философских наук, член общества “Русский Салон” в Стокгольме // Очерк напечатан в 9-10 номерах научно-публицистического альманаха “Русское Поле”, 2016 г. В этом очерке хочется поделиться с читателями той духовной радостью, которую подарило мне паломничество к мощам Святителя Николая в итальянском городе Бари, а также путешествие к памятникам великой христианской культуры и общение с людьми, хранящими это уникальное наследие… По количеству достопримечательностей и памятников культуры Италия занимает в Европе первое место. Среди этого обширного культурного наследия – множество христианских святынь. Христиане разных конфессий особенно любят посещать город Бари – столицу Апулии (Puglia).

Город Бари был основан греками еще в V веке до н.э., а при римлянах стал важным торговым центром. В городе сохранилась памятники архитектуры средневековья, красивый исторический центр и набережная Адриатики. Здесь можно увидеть старинный рыцарский замок, готические постройки, рыночные площади, маленькие, тесные итальянские улочки, где в характерной манере изображения святых украшают фасады домов и двориков. Притягательность Бари прежде всего в том, что этот большой город сохранил атмосферу итальянской провинции. Однако главное притяжение Бари – церковь Св. Николая (Basilica di San Nicola), где хранятся мироточащие мощи святителя Николая Чудотворца, одного из самых почитаемых православных святых. 

 Литургия в крипте базилики.

Мощи святителя находятся в крипте (нижней части) базилики Св. Николая. Базилика построена для хранения мощей Святителя Николая, перенесённых в 1087 году из г. Миры Ликийские (Передняя Азия. – Прим. авт.). Базилика находится в старой части города, на берегу Адриатического моря и состоит из двух храмов, верхнего и нижнего, крипты, где, собственно, и установлена рака с мощами Николая Чудотворца, куда можно спуститься по лестнице, находящейся справа от главного престола. Многие века в Бари стремились паломники, чтобы припасть к святыни и получить капельку чудотворного миро. В день поминовения св. Николая церковь до отказа запружена народом, жаждущим стать свидетелем чуда, когда священнослужители открывают небольшое окошечко в раке с мощами и опускают туда небольшой сосуд, который наполняется миро. Гробница имеет древнюю строгую форму; в стене ее имеется специально сделанный проем, через который служители входят внутрь для сбора истекающего от мощей мира. Помощь, чудеса, исцеления от мощей и целебного мира не являются достоянием прошлого, они – реальность сегодняшнего дня; необходимо лишь искренне верить и не обращать внимания на скептиков современной цивилизации. Святой Николай и после своего упокоения не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим, убогим и болящим, детям, пожилым людям, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя Николая почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники. Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников, что помолиться св. Николаю. У православных паломников есть право совершать службы и молебны в крипте у раки с мощами Святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. 

Рака с мощами находится за решеткой. В дни, когда не совершаются православные службы на гробе святителя, решетка закрыта. Перед гробом, в тишине и уединении можно помолиться святому, прочитав акафист. А затем, попросив ответственного за храм монаха, открыть решетку и приложиться к мощам. Хотя Базилика принадлежит римско-католической церкви и управляется монахами доминиканцами, представители других конфессий имеют разрешение на богослужения в крипте, поэтому и совместные службы здесь также не редкость. Огромное количество людей, говорящих на всевозможных языках, приезжает в Бари, чтобы поклониться Св. Николаю. В крипте у гробницы святого стоит особая молитвенная тишина – христиане из разных стран молятся в духовном единстве. Необыкновенное волнение охватывает от возможности прикоснуться к великой христианской святыне. В Базилике находятся не только общехристианские святыни, но и образы св. Николая из России. Самая старинная из икон – образ Святителя Николая, написанный в XVIII в. иконописцами тверской школы. В восточном приделе крипты находится православный иконостас, предназначенный исключительно для православных богослужений. Иконы написаны хорватским иконописцем. В настоящее время придел используется в основном для служб румынской православной общины. У гробницы горит лампада в форме лодки с сидящим в ней Св. Николаем. Лампада постоянно горит перед ликом Спасителя. Считается, что семья Св. Николая владела рыболовецким флотом, и что сам он был умелым моряком – ведь он является главным покровителем всех мореходов. Унаследовав состояние родителей, Св. Николай отдал большую часть его на благотворительность.

Автор очерка присутствовала на литургии в крипте Святителя Николая 24 сентября 2015г., проводимой архимандритом Антонием (Севрюком), секретарем администрации приходов Московского Патриархата в Италии, настоятелем храма святой Екатерины в Риме, и священнослужителями Русской Православной Церкви для всех православных христиан, желающих исповедоваться, причаститься и приложиться к мощам Святителя. Господь подарил мне возможность поклониться мощам Святителя и Чудотворца Николая, а также помолиться за всех близких, за Отечество и за наш приход церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, приложившись к бесценной святыне. 

В Бари, в районе Каррацци (итал. Carrassi), также есть русское подворье с Никольской церковью (итал. La Chiesa Russa di Bari), построенной в нач. XX в. на деньги россиян для нужд паломников, стекавшихся к мощам одного из самых почитаемых на Руси святых.

Храм и странноприимный дом, построенные по мотивам средневекового псковско-новгородского зодчества, производят непередаваемое впечатление. Местные жители традиционно называют этот комплекс «Русская церковь». На собранные по всей России народные деньги (в течение нескольких лет все сборы в храмах Русской Православной Церкви в дни Св. Николая шли в фонд строительства), силами Императорского православного Палестинского общества, по проекту лучших российских зодчих с использованием последних достижений инженерной мысли был построен комплекс подворья. Архитектурный комплекс был в целом возведен к началу XX столетия и до 1917 г. успел принять несколько сотен русских паломников, которые прибывали в Бари даже в сложных условиях Первой мировой войны. Русскому храму Св. Николая в Бари были переданы значительные вклады в виде икон и церковной утвари как от простых жертвователей, так и от представителей царствующей фамилии. Русское Подворье с удобными помещениями для приема паломников, красивым храмом, прекрасным большим садом обещало стать со временем оазисом для всех русских богомольцев у мощей Святителя. Но XX столетие внесло свои коррективы в духовную жизнь России, и лишь в конце уходящего века всё стало возвращаться на круги своя.

В ноябре 1998 г. было подписано соглашение Русской Православной Церковью в лице председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с мэром г. Бари, господином С. Ди Каньо Аббреша об открытии подворья Московского Патриархата при храме св. Николая Чудотворца в Бари. Цель проекта – развитие всесторонних духовных связей между Россией и Италией, а также окормление русских паломников, во множестве притекающих к мощам великого угодника Божия. К началу нового века было воссоздано убранство храма Св. Николая, возобновлены регулярные богослужения и восстановлены основы нормальной приходской жизни. 1 марта 2009 г. храм в честь Святителя Николая (1913–1917 гг. Арх. А.В. Щусев) вместе с подворьем Русской Православной Церкви в Бари были переданы РПЦ.

Мои впечатления от посещения святынь Барии были бы не столь яркими без исторического контекста тех событиях, которые происходили в течении столетий вокруг мощей Св. Николая. Долгое время считалось, что Святитель Николай скончался 6 декабря 342 г. (по некоторым данным, в 345 г. – Прим. авт.) в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранялись нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. Новое исследование жизни одного из самых почитаемых христианами святых Николая Чудотворца, позволило точно определить годы рождения и смерти святого. По мнению агиографа Александра Бугаевского, благодаря сопоставлению событий из древних текстов, святитель Николай умер в 334 г. Архиепископ Николай прожил около 75 лет, следовательно, родился он в 260 г. Как известно, он родился в городе Патары в Малой Азии (ныне территория Турции) и с детства преуспевал в изучении Божественного Писания и в молитве. Он стал священником, а затем и архиепископом города Миры Ликийские. Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святителем Николаем, но и его необычайного милосердия. После смерти святителя его тело сохранилось нетленным. Как гласит легенда, люди, приходившие помолиться святому у его мощей, исцелялись. В 2005 г. группа британских учёных попыталась реконструировать по черепу внешний облик святого Николая: он был крепко сложен, рост примерно 1 м 68 см; его характеризовали высокий лоб, выступающие скулы и подбородок, карие глаза и смуглая кожа. Судя по иконографии, данное описание соответствует изображению Св. Николая.

В V в. император Феодосий Младший построил в Мирах Ликийских храм, где мощи находились до 1087 г., когда Св. Николай явился во сне клирику и повелел, чтобы его мощи были перенесены в Бари. В этом году купцы итальянского города Бари вывезли мощи святителя Николая из Мир Ликийских. Они объясняли свой поступок желанием спасти христианскую святыню от уничтожения турками-мусульманами, которые в то время бесчинствовали во владениях греческой империи в Малой Азии. 62 мореплавателя из Бари отправились в Миры, где под видом паломников проникли к гробнице святого и открыли ее. Мощи Св. Николая источали миро. 20 апреля купцам удалось отразить сопротивление греческих монахов и перенести мощи на корабль. В мае 1087 года корабль достиг берегов Бари. Первоначально, предполагалось разместить мощи в кафедральном соборе, но затем было решено построить специальный храм. В июле того же года начались работы по воздвижению новой Базилики. В 1089 году мощи Святителя были положены в крипту (подземную часовню – Прим. авт.) новой Базилики, где мощи находятся и по сей день. Усыпальница Св. Николая, освященная папой Урбаном II, – одно из блестящих достижений романского стиля в архитектуре.

Небольшая часть мощей до сих пор хранится в Турции, в храме Св. Николая в Демре, так как все мощи барийцы похитить не успели. Моряки из Бари забрали только половину мощей святителя, оставив все мелкие фрагменты в могиле. Они были собраны венецианскими моряками во время первого крестового похода и доставлены в Венецию, где была построена церковь Св. Николая – покровителя моряков. Подлинность мощей была подтверждена в двух научных исследованиях и в Бари, и в Венеции. Изыскания доказали, что мощи в двух городах принадлежат одному скелету. Поначалу праздник перенесения мощей Святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно.

Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных. Христиане верят, что Николай Чудотворец и сейчас совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям, являясь покровителем всех рыбаков, моряков, путешествующих и странствующих. С приходом христианства на Русь в 988 г. архиепископа Мир Ликийский о. Николая стали ласково называть Угодник или Чудотворец – чудеса творит и угождает христианам в их молитве. По церковному календарю торжества в честь святителя Николая совершаются дважды в год: 19 декабря – в день его кончины, и 22 мая – в память перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бари. В народе эти праздники именуются «Никола зимний» и «Никола летний». Есть ещё один праздник – 29 июля (11 августа) – рождество св. Николая. До нас дошли две разные службы на этот праздник XVII–XVIII вв. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 г. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077–1089 гг.). Протоиерей Николай Погребняк считает, что праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая был установлен святителем Ефремом (ок. 1098 года). Святитель Николай известен и славен во всех христианских народах, ибо, как сказано в его житии, «знает великого чудотворца сего Восток и Запад». Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской Церквях. В Сербии отмечается церковный праздник Крестная Слава. За пределами итальянского города Бари католиками этот праздник почитается реже. И все же почитание Святителя в России совершенно особенное. В России почитание «повсюду чествуемаго» Николая Чудотворца было очень распространено, а количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Имя Николай вплоть до начала XX в. было одним из самых популярных при наречении младенцев. Град Барский, или Бар-град, как называют Бари русские летописи, был известен на Руси в этом качестве уже едва ли не с XI в., к более позднему времени относятся первые упоминания о паломничествах, совершаемых русскими людьми к мощам Святителя. Уже первые русские путешественники на Запад считали святым долгом приложиться к мощам Чудотворца.

В 1459 г. совершилось первое известное паломничество в Бари – монаха Варлаама из Ростова Великого. После чудес, свершившихся от иконы, приобретенной в Бари, он основывает монастырь на реке Улейма близ Углича. К 1683 г. относится первая запись в архивах базилики св. Николая: группа зарегистрирована как Moschoviti, «московиты». Стольник П.А. Толстой, посетивший в 1698 г. Бар, как он называл город, первым подробно описал католическую базилику, «в которой лежат мощи великого архиерея Христова Николы». В том же году в Бари побывал граф Б.П. Шереметев. В 1717 г. перед возвращением в Петербург на суд отца, побывал здесь и царевич Алексей Петрович (каноники базилики даже повесили мемориальную доску в память о визите царевича). Подробно описал в 1724 г. базилику и гробницу Чудотворца неутомимый «пешеходец» и профессиональный паломник В.Г. Григорович-Барский, автор ходившего в списках «Путешествия по святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся». Этот текст позднее послужил основой для многочисленных путеводителей.

Состав поклонников гробницы св. Николая был самым разнообразным. Отзвук в Италии получило паломничество двух русских крестьянок, которые в 1844 г., не зная европейских языков, добрались, по обету, на своей повозке из Перми в Бари. На обратном пути, в Петербурге, они были обласканы царем. В 1852 г. в Бари побывал великий князь Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу. В Бари побывал и цесаревич Николай, будущий российский император Николай II. На его средства реставрировался пол крипты, место хранения мощей (наиболее древняя часть храма). В книге почетных гостей он оставил запись: «Николай. 12 ноября 1892 года». Сохранилась икона, пожертвованная им. В базилике есть журнал посещений. Это своего рода «книга отзывов» наших паломников с 30-х годов XIX века до начала XX столетия. В ней можно увидеть имена и автографы очень известных людей. Традиция ведения этого журнала со временем прекратилась, но то, что осталось, – это очень ценный исторический источник паломничества к мощам святителя Николая. И сегодня, в новой России, во многих семьях обязательно есть образок святого Николая. Вот какую оценку этого явления дал русский богослов, священник Павел Флоренский: «Для русского сознания типом святого по преимуществу был всегда Николай-чудотворец… Именно в нем, а не в ком-либо другом народ видел наиболее характерное осуществление церковного блюстителя страны, епископство в каком-то преимущественном смысле…, образ Николая-чудотворца издавна установился не как одного из многих святых, но как тип святого, как представителя человеческой святости». [Священник Павел Флоренский. Сочинения, т. II. 1966., С.405.] Русский паломник в Бари и паломничество в Бари – явление не исключительное. Барийцы уважительно относятся к любви русского православного христианина к Святителю Николаю. Русская Православная Церковь избрала Бари центром своего постоянного духовного присутствия в Италии, мостом, связывающим духовные традиции наших народов.

В крипте на мощах святителя Николая служатся: православный молебен с акафистом святителю Николаю по понедельникам, вторникам, средам, пятницам и субботам в 11.00 и в четверг в 16.00; православная Божественная литургия каждый четверг (кроме дней Великого Поста) в 10.00. Corso Benedetto Croce, 130, 70125 Bari, Италия. Piazza san Nicola. Basilica di San Nicola

Миро можно приобрести в небольшом магазине при базилике. Хотя оно содержит лишь капельку чистого миро, оно по молитве и по вере может давать удивительную помощь – миро можно пить и смазывать больные участки тела – чудеса, исходящие мощей святого, не прекращаются.

Поделиться статьёй