ЧТО ВИДЕЛА ПТИЧКА В ДАЛЬНИХ ЗЕМЛЯХ…
Летом друзья пригласили меня в гости. Они живут в старом деревянном доме с мезонином. После чая две маленькие дочки хозяев повели меня на чердак по крутой узкой лестнице. Это был детский “остров сокровищ”.
В полумраке мерцали фарфоровые чашечки из разрозненных сервизов. Дремали укрытые пылью большие ящики, с которыми семья эвакуировалась в 1941 году, а потом возвращалась домой. На полках этажерки стояли журналы и книги. Я взял один из растрепанных сборников и подошел к чердачному окошку. Бросилась в глаза строчка: “Возвышенный строй мыслей питается выполнением в жизни возвышенных обязанностей…”
Так в руках у меня оказался “Сборник тем и планов для сочинений”, выпущенный типографией М. М. Стасюлевича в Петербурге в 1906 году. Друзья подарили мне этот сборник, принадлежавший их прадедушке-словеснику, и, вернувшись домой, я стал листать его. По первому впечатлению – обычная книжка-методичка, каких и сейчас много. “Разбор оды Ломоносова”, “Общий характер лирических стихотворений Пушкина”, “Характер творчества Тургенева”…
Получается, что и сто лет назад любовь к литературе истреблялась этими скучнейшими разборами! Я уже хотел с досадой отложить сборник, но вдруг увидел главу “Темы для описаний”, и на меня повеяло чем-то живым, проселочным, настоящим. В этих темах, сформулированных без всяких затей, без указующего перста, – в них, а не в “разборах” Пушкина и Тургенева и таилась подлинная поэзия.
Итак, вот некоторые из тем, предлагавшихся гимназистам 12-13 лет в начале ХХ века:
-
Замирание нашего сада осенью.
-
Река в лунную ночь.
-
Встреча войска, возвратившегося из похода.
-
Лес в лучшую свою пору.
-
Пароходная пристань.
-
Дедушкин садик.
-
Прибытие поезда.
Вот “темы для рассказов” для младших классов:
-
О том, что видела птичка в дальних землях.
-
История постройки дома и разведения при нем сада.
-
Великаны и пигмеи лесного царства.
А вот “темы разнородного содержания” для старших гимназистов:
-
Слово как источник счастья.
-
Почему жизнь сравнивают с путешествием?
-
Родина и чужая сторона.
-
О скоротечности жизни.
-
Какие предметы составляют богатство России и почему?
-
О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
-
О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
-
О проявлении нравственного начала в истории.
-
На чем основывается духовная связь между предками и потомством?