КАПСУЛА СО СВЯТОЙ ЗЕМЛЁЙ

КАПСУЛА СО СВЯТОЙ ЗЕМЛЁЙ

Вскоре капсула со святой муромской землёй из древнего русского города будет перенесена в Санкт-Петербург. С этой инициативой выступили суздальские казаки и получили благословение архиерея на благое дело.

– Капсула будет заложена у алтарной стены Крестовоздвиженского собора Петербурга, где уже без малого 15 лет стоит бронзовый бюст Николая II, а у его подножия помещены капсулы, как принято говорить, с казачьей землёй, – поясняет казачий полковник, действительный член Русского географического общества и общества «Русский Салон» Игорь Юрьевич Винокуров. – Почему земля «казачья»? Потому что она привезена из уголков России, где живо казачество. Так что вполне логично участие в этом патриотическом процессе суздальских казаков в память о легендарном богатыре – преподобном Илье Муромце…

– Именно поэтому специально изготовленную капсулу украшает суздальский герб, – добавляет глава общества “Русский Салон”, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Людмила Турне, которая в очередной раз побывала в Суздале, чтобы принять участие в “старте” акции. – Когда держишь в руках этот небольшой металлический цилиндр, то испытываешь чувства, которые трудно передать словами. Если коротко… Ощущаешь сопричастность великой Земле Русской, ты чувствуешь, как в душе многократно увеличивается и гордость за своё Отечество.

[Чтобы посмотреть фото полностью, “кликните” на него и затем “кликните” на появившуюся отдельно миниатюру]

…Памятник Илье Муромцу установлен на высоком берегу Оки. Самый знаменитый уроженец древнего Мурома предстает как воин-монах, поскольку Илья Муромец – это не только знаменитый богатырь, защищавший Родину от врагов, но и святой, канонизированный Русской Православной Церковью в 1643 году. К сожалению, об этом знают далеко не все.

Памятник был установлен в 1999 году. Автор его – российский скульптор В.М. Клыков, создавший монументы в десятках российских городов (памятник маршалу Жукову в Москве на Манежной площади памятник Александру Невскому в Курске и т. д.). Традиционно принято изображать Илью Муромца на коне. Однако Клыков изобразил Илью пешим, в кольчуге, из-под которой видна монашеская ряса, а голову богатыря защищает традиционный русский шлем. Левой рукой Муромец прижимает к груди православный крест, а правой рукой грозно возносит меч над головой в назидание врагам. Взгляд бронзового «Ильи Муромца» обращён в сторону Оки, туда, откуда в древние времена на Русь приходили вражеские войска. Ведь и сама земля Русская заканчивалась здесь, в Муроме, на высоком берегу Оки. Высота памятника – от меча до постамента – 21 метр. У постамента установлены грифоны, символизирующие силу и бдительность. это памятник воинской доблести и торжеству православия на земле русской. Частичка этой земли и будет перенесена из Мурома к одному из самых старых храмов Санкт-Петербурга – Крестовоздвиженскому собору.

История собора начинается с маленькой деревянной часовни, построенной ямщиками в бывшей Московской слободе, на территории кладбища. По прошению слободских жителей в 1719 г. была выстроена и освящена на месте часовни деревянная церковь во имя рождества Иоанна Предтечи. Символично, что колокола для церкви не отлили, а спасли: четыре колокола забрали с пушечного двора, куда, согласно указу Петра I, свозили монастырские колокола для литья пушек. Деревянная церковь сгорела в 1730 г., а на её месте поставили храм, перевезённый с охтинских заводов, который за ветхостью стал протекать и обветшал. Прихожане обратились к Синоду с прошением о возведении новой церкви – во имя Воздвижения Креста Господня (такой церкви в Петербурге не было), каменной, которая и была возведена перед старым храмом. После перестраивается и старый храм, а в 1812 г. сооружена 60-метровая надвратная колокольня, украшенная скульптурами Апостолов Петра и Павла, – одна из самых красивых петербургских колоколен.

После революции храм планировали снести, однако «Союзкинопрокат» присмотрел его для нужд фильмохранилища, заодно перестроив и исковеркав. Тихвинская церковь стала школой. Разрушений добавила и война, а в 1947 г. в комплексе разместили реставрационные мастерские. Лишь в 1991 г. все постройки обрели своё первоначальное предназначени. Возрождённый комплекс получил статус собора, а т.к. ещё в XVIII веке самой большой частью прихода стали казаки, его назвали Казачий Крестовоздвиженский собор. Ныне приходской Казачий храм действует, хотя в нём непрерывно ведутся реставрационные работы. В 2002 году у алтарной стены установлен бронзовый бюст Николая II, а у его подножия помещены капсулы с «казачьей землёй», привезённой из тех уголков России, где живо казачество.

Поделиться статьёй