Google тайно собирает медицинские данные людей

Google тайно собирает медицинские данные людей

Google тайно собирает медицинские данные людей

Врачебная тайна становится добычей маркетологов. Как выяснили журналисты The Wall Street Journal (WSJ), компания Google совместно с крупной американской системой здравоохранения Ascension (переводится как «Вознесение») занимается секретным проектом по сбору и анализу персональных медицинских данных американцев. Проект имеет кодовое название Project Nightingale («Проект Соловей»).

«Источники, знающие о ситуации, говорят, что речь идёт о медицинских записях порядка 50 миллионов американцев. Данные размещаются в “облаке” Google – хранилище программного обеспечения с возможностью удалённого доступа, в том числе со стороны ряда сотрудников технического гиганта. О таких новшествах не поставили в известность ни докторов, ни пациентов», – пишет издание. Механизм работает просто: пациент приходит в больницу, все данные о его визите, включая результаты анализов и диагнозы, заносятся в электронную базу, а затем аккумулируются на серверах Google. Полученную информацию компания собирается использовать для разработки нового программного обеспечения на основе машинного обучения и продвинутого искусственного интеллекта. Новая система якобы направлена на пациентов и будет предлагать им изменить лечение. WSJ пишут, что доступ к личной информации людей имеют сотрудники Alphabet Inc. (холдинг владеющий Google) и некоторые сотрудники Google Brain (исследовательский проект Google, специализирующийся на изучении искусственного интеллекта). Данный проект обещает быть самым крупным в сфере здравоохранения. Другие крупные компании Microsoft и Amazon тоже занимаются разработками проектов в сфере охраны здоровья, однако они уступают в масштабах.

Управление по гражданским правам при Министерстве здравоохранения и социальных служб США инициировало расследование в отношении совместного проекта Google и медицинской организации Ascension. Между тем, как заверяют эксперты, никаких санкций не последует благодаря «хорошей» работе юристов: федеральный закон 1996 года о медицинском страховании (HIPAA) допускает сбор личной информации пациентов. Так, больницы имеют право обмениваться данными с партнёрами, не уведомляя пациентов, при условии, что «это поможет субъекту исполнять его функции в сфере здравоохранения». «Мы считаем, что работа Google с Ascension соответствует общеотраслевым правилам (включая HIPAA) в отношении информации о пациентах, а также рекомендациям о конфиденциальности использования данных», — заявил представитель корпорации, подчеркнув, что проект Nightingale не нарушает законодательство и надёжно защищает данные пациентов. Руководство Ascension ещё не давало комментариев. Между тем существует один нюанс, о котором умалчивает Google. По словам специалиста по персональным данным Калифорнийского университета в Сан-Франциско Дадли Адамса, американцам есть из-за чего волноваться. Их медицинские данные, которые собирает корпорация, могут быть отправлены в страховые компании или работодателям. Вся эта информация впоследствии может быть собрана против них же самих. Отсюда следует, что в современных американских реалиях приватность – на последних ролях, Google лишь усугубляет данную проблему в США.

Телеведущая телеканала «Россия 1» Наиля Аскер-заде проследила за реакцией общественности на данную новость и пришла к выводу: «Оказалось, что дивный новый мир  — это уже обыденная реальность». Больше всего удивил журналистку тот факт, что «уже даже взламывать никому и ничего не нужно, достаточно хороших юристов со знанием истории профильного законодательства». Это даёт возможность «150 непонятным людям» получить доступ к очень чувствительным данным. Действительно, скандалы, связанные с утечками данных, стали для США обыденностью. Представителей техгигантов Силиконовой долины то и дело вызывают объясняться в Конгресс. «Мы собираем далеко не все данные. Например, если вы покупаете продукты Google для дома, мы не записываем ваши разговоры, если вы сами об этом не просите, – говорит генеральный директор Google Inc Сундар Пичаи.

А уже через год в Америке разразился очередной скандал. «Будьте осторожнее, когда с кем-нибудь говорите. Google теперь признаёт, что его работники прослушивают записи разговоров через колонки. Для совершенствования технологии распознавания голоса», – сообщила ведущая телеканала FOX NEWS Трейси Карраско. Компания попыталась оправдаться: дескать, всё – на благо потребителя.  От Google теперь и в прямом смысле не убежишь, техгигнат ещё и купил компанию-производителя браслетов для фитнес-тренировок Fitbit. Как пишет издание TIME: «Самая очевидная приманка – данные о здоровье миллионов пользователей браслетов Fitbit. Более десяти лет они отслеживают самочувствие пользователей, фиксируя их привычки – пройденные шаги, сожжённые калории, выполненные упражнения. Именно это нужно Google, чтобы пополнять свою информацию о вас».

Доступ к личным данным – современная золотая жила и для бизнеса, и для политики. У кого застраховаться? Какое лекарство купить? За кого голосовать – искусственный интеллект подскажет. Но в чьих интересах будет совет? Facebook оштрафовали на 600 тыс. долларов из-за незаконной передачи данных британской компании «Кембридж Аналитика». Та использовала их для изготовления политической рекламы. Google выплатил куда больший штраф – 170 млн долларов за то, что через YouTube незаконно собирал данные детей опять же в рекламных целях. «Компании воспринимают это как издержки на ведение подобного бизнеса. Им надо оставаться конкурентоспособными, поэтому штрафы просто заложены в цену акций», – объясняет старший продюсер CNET Ден Паттерсон. Прибыль, которую техгиганты получают за счёт использования личных данных, оправдывает любые штрафы. 

Тем временем ФСБ предупредила о риске утечек из базы персональных данных россиян, которую планируется создать в РФ. По утверждению спецслужбы, единая база грозит утечками информации в том числе о лицах, подлежащих государственной защите — судьях, прокурорах, следователях и сотрудниках силовых ведомств. ФСБ отмечает, что в законопроекте не учтены замечания, и он по-прежнему нуждается в доработке. По мнению экспертов газеты «Коммерсантъ», ФСБ говорит о «крайне опасной идее централизации всей информации». Кроме того, высказываются сомнения в эффективности такой базы, поскольку не прописан механизм интегрирования данных из разных ведомств, а также не выбран тот, «кто будет нести за это ответственность».

По материалам РБК, Первого канала, РИА ФАН, Ленты.ру.

Поделиться статьёй