Чему и как учат в школах Японии

Чему и как учат в школах Японии

Дети в Японии отправляются в школу в шестилетнем возрасте. Обучение в начальной (Shogakkou) и неполной средней (Chugakkou) школах, которое длится в общей сложности девять лет, бесплатное. В России в 10-й класс переходят менее половины школьников, в Японии − более 95%, несмотря на то, что за обучение на 10-м, 11-м и 12-м году приходится платить. Авторитет учителя для японских школьников непререкаем. А уж тому, какие предметы входят в школьную программу у них и не входят у нас, можно посвятить не одну статью. Расскажем лишь о некоторых особенностях школьного образования Страны Восходящего Солнца.

До 6 класса детям в японских школах не задают домашних заданий. Хотя в этот период и начинается изучение японского языка, каллиграфии и арифметики, большее внимание уделяется занятиям музыкой, рисованию, изучению основ искусства, физкультуре и ОБЖ. В 7-м классе в программу школьного обучения добавляется изучение естественных и точных наук, иностранного языка. Теперь уроки ведет не один учитель, как это было на протяжении первых шести лет обучения, а учителя-предметники. Резко возрастает нагрузка: несколько раз в течение учебного года в 7-м, 8-м и 9-м классах дети сдают экзамены по всем предметам, а за выполнением объемных домашним заданий просиживают не только все вечера, но и выходные. 

Домоводство (обязательный предмет для всех). С четвертого класса детей в японских школах начинают обучать премудростям ведения домашнего хозяйства. Умению пришивать пуговицы, готовить еду и обращаться с бытовой техникой, плюс – навыкам по уходу за детьми и пожилыми людьми обучают всех учеников, не делая никаких гендерных различий. Так было не всегда. До середины девяностых годов ХХ  века домоводству обучали только девочек, мальчики же посещали уроки ручного труда. Однако благодаря изменениям в школьной программе в стране выросло целое поколение молодых людей, которых еще в школе научили держать в руках иголку с ниткой, планировать меню и ухаживать за ребёнком. Возможно, именно поэтому молодые японские мужчины, создав семью, более активно, чем старшее поколение, включаются в домашние дела и принимают участие в воспитании детей.

 

Уроки нравственности и уроки созерцания. Экзотическими школьными предметами можно назвать уроки созерцания и уроки нравственности. В рамках первых детей обучают видеть красоту вокруг себя − учитель обращает внимание школьников на связь флоры и фауны, особенности развития всего живого в природе, краски времен года. Примечательно, что ученики не просто любуются окружающим миром, но и получают за это оценки и сдают экзамены по предмету. Нравственное воспитание – самостоятельная дисциплина, которая преподается на всех этапах школьного обучения. Ее элементы обязательно включает в себя любая образовательная программа. На уроках нравственного воспитания дети и подростки разбирают множество вымышленных ситуаций и примеров из истории, отмечая в них общечеловеческие ценности и добродетели: трудолюбие, целеустремленность, стремление к свободе, справедливости, достижению гармонии с природой и в отношениях между людьми. Однако коллективизм не зря считается важнейшей отличительной чертой восточного менталитета: главная задача уроков нравственного воспитания – помочь учащимся осознать собственное место в семье, классе, школе, государстве и мире, при этом отдавая себе отчет в том, что  самая большая ценность − возможность ощущать себя частью коллектива.

Источник фото: asiarussia.ru

 Дежурство по классу и философия порядка. Один из инструментов воспитания японских детей и подростков – приучение к самообслуживанию и постоянному труду. Школьников с первого класса учат по-настоящему ответственно относится ко всему, что их окружает, в том числе в школе. К примеру, именно на учеников возложена обязанность следить за чистотой в кабинетах. Они убирают в классах, школьных коридорах и даже в туалетах. Серьезное отношение к уборке восходит к буддийской философии: порядок в доме и порядок в голове – вещи взаимосвязанные. Кроме того, именно через заботу о чистоте в школе детей приучают к мысли, что физический труд на благо коллектива в принципе не может быть унизительным или неприемлемым. Результаты такого воспитания налицо – улицы даже крупных японских городов всегда чистые, а сами японцы давно завоевали репутацию людей, которые не только ценят чистоту и порядок, но и поддерживают их, где бы они ни находились. Отметим, что культ общественно-полезного труда, дежурство по классу, уборка школьной территории практиковались и в советских школах. Однако всё это давно стало историей, коллективизм больше не является ценностью в нашем обществе, а дети в России с каждым годом всё отчетливее демонстрируют отношение к школе как к месту, где им обязаны предоставить сервис по обучению. Хорошо ли это? Вопрос оставим открытым.

Здоровое питание. В большинстве японских школ нет ни столовых, ни кафе – вообще никаких отдельных помещений для приема пищи. Но это не значит, что дети полдня ходят голодные или перекусывают на ходу. Ученики вместе с учителем обедают прямо в кабинетах за партами, которые застилают яркими салфетками. Готовит им повар, а на раздачу встают дежурные из класса. В обычном меню – рыба, овощи, суп, молоко и фрукты, вся еда вкусная и полезная.

Традиция обедать в школе появилась в послевоенное время, когда правительство взяло на себя заботу о том, чтобы школьники не страдали от плохого или недостаточного питания. Считается, что во многом именно благодаря здоровому питанию в школе уровень детского ожирения в Японии остается очень низким.

Короткие каникулы. Такая роскошь, как целое лето каникул, японским школьникам и не снилась. На отдых отводится месяц с небольшим – конец июля и август. К тому же летние каникулы – это каникулы между триместрами в середине учебного года, который начинается в апреле, а не в сентябре, как мы привыкли.  Зимой каникулы в Японии длятся с конца декабря по начало января, весной – с конца марта по начало апреля. Принимая во внимание, что на время отдыха школьникам задают объемные домашние задания, забыть об учебе в любом случае не получится. Фактически это время часто тратится на учебу, в том числе на дополнительные занятия в стенах школы.

Детский сад − ступень в карьереКарьера японца планируется в буквальном смысле с пеленок. Детский сад посещать необязательно, к тому же все учреждения для дошкольников частные и, следовательно, платные. Но если пристроить ребенка в детский сад при престижном университете, то затем он сможет попасть в университетскую школу, и поступить в сам вуз будет проще. Попадешь в плохую школу – не сможешь подготовиться к вступительным экзаменам. Отучившись после детского сада 9 лет в начальной и средней школе, японский школьник проходит жесткий конкурс на зачисление в старшие классы.  Высшее образование в цене, университетский диплом чаще всего гарантирует хорошую работу по специальности и хороший доход. При этом бюджетных мест нет даже в государственных университетах. Конечно, в стране есть система стипендий и грантов, но большинство студентов вынуждены оплачивать учебу в вузе самостоятельно с помощью подработок и кредитов. 

Вместо старших классов и университета по окончании девяти классов школы можно отправиться на учебу в колледж. Квалифицированные рабочие в Японии востребованы, обучаться в колледжах престижно, но конкурс и туда высокий. Неудивительно, что проваленные школьные экзамены воспринимаются абитуриентами как настоящая трагедия, а стресс, связанный с учебой, − одна из наиболее частых причин растущего числа самоубийств среди школьников. В 2018 году их количество было самым высоким за последние 30 лет. 

«Дзюку» – репетиторство, поставленное на поток. Справиться с требованиями, которые предъявляют на экзаменах для поступления в вузы и колледжи, непросто, а представление о том, что за успехи ученика отвечает школа, в Японии не популярно. Поэтому обычный японский ребенок с утра учится в школе, потом у него «букацу» (внеклассная активность, клубы по интересам), затем он идет в «дзюку», учреждение дополнительного образования или «репетиторскую школу». После занятий в «дзюку» дети возвращаются домой делать уроки и спать. Некоторое время назад обучение в репетиторской школе требовалось лишь для поступления в престижные вузы, но сейчас курсы посещают большинство старшеклассников и часть школьников младшего возраста. 

Поскольку «дзюку» взимают плату за обучение, не все семьи могут позволить себе отдать туда своих детей. Таким образом, дети, по каким-либо причинам не посещающие «дзюку», находятся в заведомо менее выгодном положении по сравнению со своими товарищами, которые там обучались.

Конечно, перегруженность японских школьников и, как следствие, постоянный стресс, который они испытывают, положительными моментами не назовешь. Но почему бы в российских школах не уделить больше внимания вопросам нравственного воспитания, не вернуть, хотя бы частично, традиции возлагать на учеников ответственность за поддержание чистоты в классах, не перенять опыт в проведении уроков труда, отменив строгое разделение учеников класса по гендерному признаку. Не помешали бы и уроки созерцания, воспитывающие внимание и любовь к родной природе.  Бесспорно, нельзя копировать чужой опыт в обучении и воспитании детей, не учитывая различия в культуре и традициях стран. Так же как и нельзя игнорировать условия современной жизни, которые заставляют делать выбор в пользу уроков, например, робототехники, а не уроков каллиграфии. Однако опыт Японии, где в школах совмещают углубленное изучение наук с привитием норм нравственности, навыков цивилизованного поведения в коллективе и воспитанием чуткости, заслуживает внимания. 

Поделиться статьёй