СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ. СЕМЬ ДНЕЙ ПО СТОПАМ ХРИСТА. ЗАМЕТКИ НАЧИНАЮЩЕЙ ПАЛОМНИЦЫ ЕЛЕНЫ АЛМГОРД. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ. СЕМЬ ДНЕЙ ПО СТОПАМ ХРИСТА. ЗАМЕТКИ НАЧИНАЮЩЕЙ ПАЛОМНИЦЫ ЕЛЕНЫ АЛМГОРД. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ. Нам предстояло ехать в город Иерихон. Это известный библейский город и самый низкорасположенный город в мире. (250 метров ниже уровня моря). Археологические раскопки позволили установить, что поселение было уже на этом месте около 10000 лет назад. В III тысячелетии до Рождества Христова Иерихон был процветающим городом, потом разрушался и снова отстраивался. В Библии подробно рассказывается о засылке в Иерихон лазутчиков и о взятии города израильтянами. Я не буду пересказывать библейский сюжет, но даже те люди, которые не читали Библию, слышали выражение «иерихонская труба». Сейчас этот по-восточному шумный и грязный город, наполненный запахами пряностей и фруктов, принадлежит Палестине. Город находится на севере Иудейской пустыни в 7 км от реки Иордан и в 12 км от Мертвого моря, до которого мы так и не доехали в этот раз.

Наш день начался с Божественной литургии на подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне. Этот небольшой кусочек земли приобрёл в 1874 году начальник Русской миссии архимандрит Антонин, чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения на Иордане. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея-мытаря, которого посетил Иисус Христос. Очень символично, что в Ветхом Завете блудница Раав отреклась от своего народа здесь, в Иерихоне, и поняла, что евреи – народ Божий , так и грешник-мытарь Закхей в Новом Завете встречает здесь своего Спасителя и отрекается от прошлого.

Совсем рядом с русским участком, почти вплотную, возвышается красивая мечеть с жёлтым куполом. Когда служба подходила к концу и мы запели «Отче наш», то в этот самый момент раздался громкий голос с минарета, призывающий мусульман на молитву. Громкоговорители были направлены прямо на нашу церквушку. Поняв, что наши голоса сейчас утонут в этом протяжном вое, мы все ещё громче запели: «…да святится Имя Твое, да приидет царствие Твое!»… Прогуливаясь после службы по аккуратным дорожкам русского участка и греясь на весеннем солнышке, трудно было представить, что ещё 20 лет назад находиться здесь было опасно, обстрелять в Иерихоне могли с любой стороны. Сегодня этот город гостеприимен и дружелюбен. Следующим местом нашей остановки стала река Иордан. Мы все взяли с собой рубашки для омовения, но лично у меня не было никакого желания этого делать. Ну и Бог услышал меня. Когда мы подъехали к реке, то она оказалась закрыта для купания по причине наводнения. Не знаю, огорчились ли другие, а меня это только порадовало. Мы спели тропарь Крещения и пополоскали наши рубашки в мутненькой водичке.

Сама река шириной метров десять. Один берег иорданский, а другой – израильский. Несмотря на то, что Иордания спокойная и безопасная страна, отношения с Израилем у них напряженные, впрочем. так у Израиля со всеми арабскими соседями.

По факту это приграничная зона и запрещены все контакты с людьми на другом берегу. Особенно это интересно, когда с обеих сторон русские туристы.

Сфотографировавшись с израильскими солдатами, мы отправились дальше и оказались у стен монастыря святого Герасима Иорданского.

На парковке возле монастыря мы увидели группу танцующих православных эфиопов, подошли посмотреть, и через минуту я уже была вовлечена в круг их весЁлого, правда, немного монотонного танца, прославляющего Деву Марию. Было очень весело.

Монастырь был основан преподобным Герасимом Иорданским в середине V века в южной части Иорданской долины. Грот, в котором подвизался Герасим, предание связывает с местом остановки Святого Семейства на пути в Египет. В период нашествия персов монастырь был разрушен и больше не восстанавливался.

Имя Герасима стало известно не только благодаря созданию монастырей, но и встрече со львом. Однажды, встретив в пустыне раненого льва, он вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу. У братии монастыря был осел, на котором они возили воду из Иордана. Старец поручил льву сопровождать и охранять осла. Однажды лев, отойдя от осла, уснул на солнце. В это время шёл караван с верблюдами, и купец взял осла с собой. Проснувшись, лев стал искать осла, и, не найдя его, с печальным видом вернулся к Герасиму. Старец подумал, что лев осла съел и сказал, что теперь лев будет делать всё то, что делал осел. Теперь лев, навьюченный бочонком, стал ходить на Иордан за водой. Однажды пришёл к старцу один воин и пожалел льва, дав монахам денег на покупку нового осла.

Через некоторое время купец, уведший осла, возвращался с караваном в Иерусалим. Около Иордана им встретился лев. Узнав своего осла, он зарычал и бросился к нему. Купец со спутниками в ужасе убежали, а лев, взяв осла за узду, привёл весь караван к старцу. Льву было дано имя Иордан. Когда Герасим отошёл ко Господу, то лев, придя в гробницу, страшно заревел и умер над гробом старца. На многих иконах Герасим так и изображён со львом. Меня эта история так впечатлила, что я решила и вам рассказать её.

Тот монастырь, в который мы приехали, был построен уже в XIX веке Иерусалимской патриархией. Он расположен южнее древнего монастыря на развалинах лавры Каламон, которая тоже была разрушена мусульманами в XII веке.

До середины XX века он был в запустении, и возрождение началось только в 70-е годы. Один из престолов посвящён святителю Зосиме и Марии Египетской. Именно в этом храме мы увидели и приобрели редкие иконы, когда Зосима причащает Марию Египетскую.

Наше путешествие продолжилось к Русскому музею паломника в Иерихоне, построенному меньше, чем за год и подаренному палестинскому народу Россией. При этом он является собственностью Российской Федерации.

Но история этого места началась ещё в XIX веке, когда в 1882 году в Иерихон прибыл монах Иоасаф с намерением создать здесь русский общежительный монастырь для паломников. На деньги, подаренные русской благотворительницей Резниченковой, был приобретён этот участок земли. Место было выбрано не случайно. На участке растёт библейская смоковница, на которую залез Закхей, чтобы увидеть Спасителя, входящего в Иерихон.

На этом участке впоследствии были обнаружены археологические находки, которые и выставлены в музее. После экскурсии по музею мы вышли в чудесный парк, где и прикоснулись к этому дереву.

По нашей насыщенной программе ещё предстояло посетить греческий монастырь пророка Елисея и гору Искушения. На гору мы, правда, не попали, но зато смогли насладиться её видом со смотровой площадки. А вот до монастыря мы все-таки добрались.

Те, кто читал Ветхий Завет, знают, что пророк Елисей был самым преданным учеником пророка Илии и стал единственным очевидцем вознесения Илии на небо. Он унаследовал от учителя дух пророчества и стал его ревностным последователем. С его именем связано много чудес – от перехода Иордана до воскрешения мертвых. В связи с памятью пророка Елисея в Иерихоне в 1886 году на средства русских благотворительниц был построен православный храм, в который мы и зашли, чтобы поклониться святыням. Уже стемнело, когда мы вышли из монастыря, а нам ещё предстояло отправиться в отель, поужинать и собираться на ночную Литургию в Храм Гроба Господня. Мы были очень голодные и уставшие, но верили, что Господь укрепит нас и даст силы на бессонную ночь.

Существуют правила поста перед причастием. Для утренней литургии это 12-часовой пост, а для ночной – шестичасовой без вкушения еды и питья. То есть, если причастие будет в 2 часа ночи, то нам нельзя было есть после 8 часов вечера. Мы влетели в отель за 10 минут до этого времени и стали быстро поглощать блюда, приготовленные для нас. Быстро проглотив и также быстро насытившись, мы разбрелись по своим номерам для кратковременного отдыха. В 22.00 мы уже снова садились в наш микроавтобус и мчались в Иерусалим. Шабат у евреев подходил к концу, и на улицах снова появились машины, но мы достаточно быстро добрались до пункта назначения. В этот раз мы заходили в Иерусалим через Сионские ворота. Храм открывался в 23 часа и около ворот собралась уже изрядная группа паломников. В эту ночь служили вместе греки, румыны и русские.

К слову сказать, в храме существует четкое расписание, кто и когда служит. Само округлое помещение вокруг Кувуклии называется Ромондой, и вся её территория поделена между разными конфессиями, вплоть до сантиметров. Общим для всех христиан является только купол над Ротондой, высотой 30 метров и диаметром 20 метров. Расписание тоже чёткое: не успели – ваши проблемы, двери закрывают, начинает службу другая конфессия. Так что в эту ночь в 23 часа начинали православные, сразу после нас начинают служить армяне, а рано утром — католики.

С Божьей помощью мы смогли ещё раз попасть внутрь Кувуклии и поклониться Гробнице Иисуса Христа. К началу службы храм полностью наполнился народом. Отовсюду слышалась разная речь, люди собрались из разных стран, но всех нас объединяло одно – вера. Честно говоря, мне было сложно настроиться на молитвенный лад. Во-первых, было очень многолюдно и суетно, все толкались, друг другу мешали и делали замечания. Наверное, по-другому и не бывает, когда так много людей. Во-вторых, практически вся служба шла на греческом языке, что тоже не увеличивало сосредоточенность на молитве. Ну а в-третьих, мы все были очень уставшие после такого насыщенного дня. Но, с Божьей помощью, я встала достаточно хорошо и близко к происходящему, да и за моей больной спиной была колонна, которую я могла подпирать. Ночная служба пролетела очень быстро, и вот уже осталось только причастие.

Наш батюшка, как и все священство, причастились у самого Гроба Господня, а мирянам надо было идти в православную часть храма напротив входа в Кувуклию. Потоки людей устремились туда. Суета и ожидание… Но вот и мы сподобились принять Христовы Тайны Тела и Крови. А дальше со мной происходит то, что иначе, как милостью Божией не назовёшь.

В традиции Русской Православной Церкви после причастия полагается принять кусочек просфоры и запить теплотой. В греческой традиции предлагают кусочек особого хлеба без запивки. При таком количестве народа я и не рассчитывала, что мне что-то достанется, в корзине оставались уже одни крошки. Я вышла из этой части храма и встала возле Кувуклии. И тут я вижу, что ко мне направляется грозный охранник, который следил за порядком во время службы, и зовёт меня. Я с большим удивлением подхожу. Он улыбается, протягивает мне свою руку, разжимает и говорит: It is for you! На ладони лежит большой кусок хлеба из этой корзины. Я ещё больше удивилась и переспросила: For me? — Yes, yes, only for you!

Немного очумевшая от всего происходящего, я взяла хлеб, поблагодарила и стала есть. Господь и тут показал мне, как Он близок, ведь очень часто Он действует через людей. Слава Богу за всё!

Причастие дало нам силы, спать совсем не хотелось… Мы поднялись на Голгофу и увидели два престола, освещённые только свечами и лампадами. Первый престол принадлежит Православной Церкви и был воздвигнут в XI веке прямо над отверстием, где был Крест Христов. Справа и слева на полу видны чёрные круги, обозначающие места, где были установлены кресты разбойников. За православным престолом находится Распятие, совпадающее по размерам с историческими. Слева от Распятия – изображение Иоанна Богослова, а справа – Пресвятой Богородицы, ведь только они были в самые страшные минуты со Христом.

Многие из нас, находясь в этом месте, не смогли сдержать слез, да это, наверное, и не надо было делать. По обеим сторонам от престола, за стеклом, виден участок природной скалы с трещиной-щелью, которая образовалась в момент смерти Господа на Кресте.

Патриархи и архиереи служат у престола без митр в знак глубокого преклонения перед Великим Уничижением Христовым.

При выходе из Храма, мы обратили внимание на рассеченную колонну, о которой слышали раньше.

Одно из преданий гласит, что трещина появилась в Великую субботу 1579 года. В тот день армяне подкупом добились от османских властей Иерусалима позволения им одним быть в Храме в Великую субботу. Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм. Ожидание благодатного огня уже сильно затянулось, и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула и оттуда брызнул Огонь. Патриарх зажег свои свечи, от него зажгли все православные. При этом православные арабы стали от радости прыгать и громко кричать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и громко славить Бога каждую Великую субботу.

Кроме того, предание сообщает, что один из турецких офицеров, мусульманин, по имени Омар, увидев чудо с Огнём из колонны, громко исповедал перед всеми, что он теперь тоже христианин. За это он был тут же обезглавлен и сожжен на площади перед храмом. Православные собрали пепел и кости Омара, поместили в раку и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы.

В гостиницу мы добрались под утро, молчаливые и задумчивые. Каждая из нас внутри проживала свою Голгофу и своё Воскресение. А это и было воскресенье в смысле дня недели. Нам оставалось отдохнуть часа три, и как говорится, снова в бой.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. Но утром не все бойцы смогли встать в строй. Я и моя подруга решили все-таки взять небольшой тайм-аут.

Я почувствовала себя теми самыми неблагодарными евреями, которых Моисей водил по пустыне, а Господь кормил манной небесной, но им захотелось мяса. Мне тоже захотелось отдохнуть и просто погулять по Вифлеему, никуда не спеша.

Самые стойкие паломницы во главе с батюшкой и гидом Анастасией поехали осматривать новые святые места. А пока наша группа наслаждалась красотами монастыря, мы, выспавшись и позавтракав в 2 часа дня, отправились на прогулку по Вифлеему. О, это было восхитительно! Светило солнышко, и мы уверенно взбирались на возвышенности, направляясь к центру города.

Дойдя до храма Рождества Христова, в котором мы ещё не были, мы пристроились к русской экскурсионной группе и узнали много интересного… эх, ещё бы все это запомнить. Так что без посещения святых мест мы в этот день все равно не остались. Зато были в формате «сам себе режиссёр».

Мы от души насладились спецификой и колоритом местной жизни и даже посидели в местной кафешке, умудрились снять в банкомате вместо шекелей иорданские динары, а потом бегали и меняли их на доллары. Короче, было весело.

В отличие от предыдущих дней, когда мы вставали в 5 утра и успевали посетить много мест, и день казался нескончаемым, то этот наш «день сурка» пролетел очень быстро и, по-своему, интересно. Наша паломническая программа вышла на финишную прямую. Оставалось ещё полтора дня.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. Этот день как раз и начался с Божественной литургии в храме Рождества. Базилика Рождества Христова – один из самых древних храмов на Святой Земле. Она построена над пещерой, в которой родился Иисус Христос.

В середине II века император Адриан изгнал из Вифлеема всех евреев, поселив на их место язычников. Тогда же в Вифлеем стали переселяться и первые христиане. Император в 135 году устроил в Рождественской пещере капище для поклонения языческому богу Адонису. И только в 332 году Константин Великий вместе со своей матерью, святой царицей Еленой, начинает строительство храма. Город становится важным христианским местом паломничества.

Во время восстания самаритян против Византии (529 г.) храм был разрушен, а потом заново восстановлен. Основным входом в базилику являются «Врата смирения», в которые обычному человеку можно войти, только склонив голову. Основной причиной закладки таких ворот была необходимость обеспечения безопасности от сарацинов, имевших привычку въезжать в церковь прямо на лошадях.

В 614 году, во время нашествия персов, базилика чудом уцелела от разрушения только потому, что захватчики остановились перед иконой Поклонения волхвов, где один из волхвов был одет в национальные персидские одежды. В базилике также сохранилась колонна с отверстиями, из которых вылетел рой пчёл и выгнал из храма сарацин, хотевших разорить его.

Пещера Рождества Христова, Святой Вертеп находится под алтарной частью храма. Место Рождества украшено 15 серебряными лампадами, принадлежащими разным конфессиям. Они висят над серебряной звездой, отличающей место, где родился Младенец Христос. Рядом находятся ясли.

В церкви Рождества среди других святынь есть чудотворный плачущий образ Спасителя на колонне и чудотворная икона Божьей Матери «Вифлеемская». Это единственная икона, на которой Богородица улыбается. Икона подарена Царской семьёй в конце XIX века.

Отстояв очередь, мы спустились в пещеру, где должна была начаться Божественная литургия. Мне повезло, я очень хорошо встала возле яслей и могла наблюдать всю службу в непосредственной близости от престола. К слову сказать, пещера маленькая, и не все желающие паломники смогли в неё попасть. Но нашу группу Господь вёл все дни каким-то особым способом, и у нас все складывалось хорошо и вовремя.

Служба велась на греческом, румынском, арабском и русском языках. Было очень

интересно. И вообще, в традиции греческой церкви литургия выглядит и ощущается намного короче, чем в русской церкви. Это не могло не радовать, так как нам предстоял ещё один очень насыщенный день, и каждый его час был на счету.

Под храмом Рождества Христова располагаются пять пещер, в которых хранятся святые мощи младенцев, убитых по приказу царя Ирода. В Евангелие описывается, что были убиты 14 000 младенцев в возрасте до двух лет. И вот они, эти косточки… Выставлена для поклонения только часть мощей, остальные пришлось спрятать, так как паломники их попросту воровали.

Поскольку в пещере Младенцев находятся кости не только детей, но и взрослых, предполагают, что они принадлежат мученикам, пострадавшим во время нашествия персов в 614 году.

Поражённые увиденным, мы долго не могли прийти в себя. Одно дело, когда ты о чем-то читаешь, а другое дело, когда ты видишь своими глазами. Здесь, на Святой Земле, ты отчетливо понимаешь, что всё, о чём говорится в Евангелие – правда.

Оказались мы и в молочном гроте, в котором по преданию, скрывалось Святое семейство от воинов царя Ирода во время уничтожения младенцев. В этой пещере им пришлось прожить почти сорок дней перед путешествием в Египет.

Однажды, когда Матерь Божия кормила маленького Иисуса, то несколько капель молока брызнули на большой камень. Темный камень сразу стал молочно-белого цвета.

До сих пор и христиане, и мусульмане считают частички этого белого камня чудотворными. На месте, где Богородица кормила Иисуса, находится икона «Млекопитательница» . На этом наша прогулка по Вифлеему закончилась, и мы поехали в Иерусалим. Там нас ждала не менее интересная программа.

И первым пунктом в ней оказался Гефсиманский сад у подножия Елеонской горы в долине Кедрон. Этот сад почитается, как место моления Иисуса Христа в ночь ареста, место, где он был предан и арестован. В саду растут восемь очень древних олив. Исследования ученых показали, что они относятся к числу древнейших, известных науке. Пришлось огородить оливы сеткой, так как многие туристы пытались отковырнуть себе кусочек.

Погуляв по саду, мы направились в Гробницу Богородицы в церковь Успения Богородицы. Согласно Священному Преданию, она была погребена здесь. Храм находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата и Армянской церкви.

Несколько раз мусульмане разрушали церковь, но не трогали гробницу, так как почитают Марию, как мать пророка Исы. Чтобы попасть в храм, надо спуститься под землю по широкой каменной лестнице из 48 ступеней. В церкви, за Кувуклией, находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. Мы с превеликим благоговением приложились к святыням храма и отправились дальше.

Путь наш лежал выше, на Елеонскую гору. Перед нашими взорами оказался Храм Вознесения. Он был построен между 330 и 378 годами на месте вознесения Иисуса Христа. В 614 году храм был разрушен персами, после чего вновь отстроен Иерусалимским патриархом Модестом. Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь насчитывает сейчас 46 насельниц, среди них русские, арабки, румынки, эстонки, немки и австралийки. Его основателем является все тот же архимандрит Антонин (Капустин).

…С Елеонской горы нам открылся красивый вид Иерусалима, на фоне которого мы сделали замечательные фотографии.

Как всегда, спеша из-за насыщенной программы, мы, к сожалению, не успели заглянуть в церковную лавку монастыря, так как торопились теперь в Греческий монастырь Вознесения на Елеоне.

Предание свидетельствует, что царица Елена украсила Елеонскую гору церковью дивной красоты, но не на самом месте Вознесения, а над пещерой, в которой Христос часто проводил время и беседовал со своими учениками.

В 614 году, во время нашествия персов, уничтожены многие христианские святыни, в том числе и на Елеонской горе. Здесь было предано мученической смерти 1207 монахов, священников и простых христиан. Молитвенная жизнь в этих местах прервалась и позднее они были застроены мусульманскими жилищами и мечетью.

Позже Иерусалимская патриархия выкупила на этом месте 10 гектаров земли, и в 1987 году Патриарх Иерусалимский Диодор передал эту землю для пользования архимандриту Иоакиму, приехавшему в Иерусалим с греческого острова Хиос.

Городские власти Иерусалима запретили здесь церковное строительство, но это не остановило отца Иоакима, и он начал рыть котлован для фундамента будущей церкви Вознесения. Во время земельных работ обнаружилось много древних гробниц. Семь из них он очистил и поставил на них иконки с лампадками.

В 1992 году, когда архимандрита в Иерусалиме не было, городские власти подогнали бульдозеры и разрушили бетонные стены верхней церкви. Когда верхний храм лежал в руинах, пришла очередь нижнего. И тут случилось нечто… Когда принялись долбить дыру в полу, чтобы добраться до нижнего храма, икона Спасителя упала со стены и покатилась туда, где образовалась дыра в потолке и остановилась.

Вот та самая икона, которая начала вращаться и прогнала строителей.

Затем икона начала вращаться вокруг своей оси. И в этот момент вся техника вышла из строя и больше ремонту не подлежала. Мусульманские рабочие с ужасными криками разбежались в разные стороны. Один даже сошёл с ума. Дальнейшее уничтожение храма было остановлено. Нижняя церковь осталась цела, и в ней проводятся богослужения.

Эту интересную и незабываемую историю мы услышали из уст русской монахини из Финляндии, которая нам и показала территорию обители. Встретились мы и с греком – настоятелем монастыря, от которого получили по деревянному крестику.

Матушка поведала нам историю и о самом Иоакиме и о его матери Анастасии. Она, как преданная мать, последовала за сыном на Святую Землю и во всем поддерживала его. Однажды на отца Иоакима напали люди в масках , пытались убить его и выколоть глаза. На крики о помощи выбежал из кельи иконописец Владимир из Москвы (принявший потом постриг с именем Варсонофий в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне). Он помог монаху вырваться из рук бандитов. Отец Иоаким поспешил в келью своей матери и нашёл её убитой. Неизвестные злодеи связали и задушили её. Мученица Анастасия пожертвовала собой ради сына и его земной миссии. Преступников полиция не нашла, лишь признала, что убийство совершили иудейские фанатики.

Через три года по благословению Патриарха Диодора открыли гробницу Анастасии. Тело мученицы было нетленным и благоухающим. Её вновь предали земле на семь лет и опять вскрыли. Тело оставалось таким же нетленным, но с изменением: пальцы на правой руке были согнуты для изображения крестного знамения. С тех пор она причислена к лику местночтимых святых. Господь сподобил и нас приложиться к её нетленным мощам. Почил архимандрит Иоаким в праздник Вознесения 2009 года.

Мы направлялись к автобусу, и каждая из нас, находясь под впечатлением от услышанного и увиденного, думала о чём-то о своём. Но долго оставаться наедине со своими мыслями нам не пришлось, так как мы уже прибыли к следующему пункту нашей программы.

Это была церковь Святой Марии Магдалины в Гефсимании. Расположена она на склоне Елеонской горы недалеко от гробницы Богородицы и построена Императорским православным палестинским обществом на средства императорской семьи в память о Марии Александровне и освящена в 1888 году в честь святой Марии Магдалины.

Для меня побывать в этой церкви оказалось особым случаем, поскольку я назвала свою дочку Елизаветой в честь святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны, чьи мощи покоятся в этом храме с 1921 года. По другую сторону от царских врат покоится инокиня Варвара.

Елизавета Фёдоровна, урождённая немка и лютеранка, вышла замуж за великого князя Сергея Александровича. И что интересно для женщин, живущих в браке с протестантами и мечтающих о венчании, так вот такие прецеденты были в истории, и этот один из них.

3 июня 1884 года она венчалась в церкви Зимнего дворца, будучи протестанткой. Овладев русским языком (говорила без акцента), она продолжала исповедовать лютеранство. В 1888 году великая княгиня совершила паломничество на Святую Землю и лишь в 1891 году приняла православие. И стала не только православной, но и прославлена в лике святых.

В ночь на 18 июля 1918 года Елизавета Фёдоровна вместе с сестрой Марфо-Мариинской обители Варварой была убита большевиками. Белая армия смогла извлечь их тела из шахты и переправить гробы в Китай. Из Китая через Египет они прибыли в Иерусалим, где и были погребены в этом храме Марии Магдалины. Тем самым было исполнено желание великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле.

Этот пятиглавый храм с золотыми куполами- один из красивейших в Иерусалиме. Именно на его освящении в 1888 году великая княгиня и выразила своё желание быть похороненной здесь. По замыслу Царской семьи и все того же архимандрита Антонина, это место должно было быть одним из самых красивейших мест «Русской Палестины». Храм, а вокруг него цветущий парк.

В 1934 году принявшая православие шотландка, Варвара Робинсон, в монашестве игуменья Мария, организовала женскую Вифанскую обитель, которая находится здесь и по сей день.

День продолжался, и мы уже устремились на Сионскую гору. Гора Сион имеет символическое значение для иудеев. Этот понятие ассоциируется с домом. Этот холм расположен на юго-западе Иерусалима. На вершине холма находятся Сионские ворота, через которые мы и попали в город. Перед нами оказался немецкий католический храм Успения Богородицы, построенный в 1910 году на месте, признанном римско-католической церковью, как место упокоения Богородицы. Согласно преданию, именно здесь находилось жилище Иоанна Богослова, которому Спаситель поручил заботиться о своей матери.

Также у Сионских ворот находится гробница царя Давида, почитаемая всеми представителями авраамических религий. Побывав в этом католическом храме и даже послушав кусочек мессы, мы пошли дальше, в Сионскую горницу, где и проходила Тайная Вечеря Спасителя с апостолами.

Как и многие постройки, этот первый христианский храм несколько раз разрушался мусульманами и заново отстраивался. Сейчас это здание не относится ни к одной из христианских конфессий, и его может осмотреть свободно любой желающий. Ну и мы осмотрели и даже порассуждали на тему, причастился ли Иуда перед тем, как предать Христа или нет.

После Сионской горницы мы вышли на улочки Старого города, где снова встретились с архимандритом Евсевием. С удовольствием пообщавшись с этим светлым человеком ещё раз, мы поехали в отель. В Вифлееме нас ждала последняя ночь. А утро следующего дня принесло нам ещё массу незабываемых впечатлений.

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ. Наш последний день на Святой Земле начался с Божественной литургии, которую служил наш отец Павел, а мы подпевали на клиросе.

Только вот чтобы добраться до места нашей службы, нам предстояло проделать путь до Фаранской долины в Иудейской пустыне.

Там, высоко в горах, нас ждал мужской православный монастырь, самый древний из сохранившихся в Палестине. Основан он был преподобным Харитоном Исповедником в 330-х годах в пещере, в которую он был приведён разбойниками.

Гонимому за веру в своём родном городе и претерпевшему много жестоких мучений, ему по промыслу Божию, удалось попасть на Святую Землю. По дороге в Иерусалим он попал в руки разбойников, которые связали его и бросили в пещеру, намереваясь убить чуть позже. В ожидании смерти святой горячо молился, благодарил Бога и просил Его сотворить с ним по воле Своей. В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда, отравила его своим смертоносным ядом. Вернувшись в пещеру, разбойники напились отравленного вина и все погибли.

Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения. Награбленное разбойниками золото он раздал нищим и другим монастырям, а сам в этой пещере устроил церковь, вокруг которой со временем образовался монастырь. Основав ещё две обители- Иерихонскую и Сукийскую, в глубокой старости он вернулся в Фаранскую лавру, где и был погребён.

В XX веке здесь был основан скит, в котором с 1997 года проживает один монах Харитон, родом из Белоруссии, с которым Господь сподобил нас познакомиться.

По преданию, в этих местах ещё жил ветхозаветный пророк Иеремия. Лавра расположена в ущелье, в береговых пещерах и гротах. Период расцвета лавры пришёлся на VI век. Но в начале IX века монахи оставили лавру из-за постоянных набегов мусульман. В XIX веке монастырь пришёл в полное разрушение. И лишь во второй половине XIX все тот же архимандрит Антонин (Капустин) сделал несколько попыток, чтобы получить лавру в собственность Российской империи. Это удалось только в 1903 году иеросхимонаху Пантелеимону – настоятелю Афонской русской Крестовоздвиженской обители, который поселился там с монахами.

Через несколько лет арабские бедуины подожгли монастырь, и сгорели почти все строения. Монахам удалось восстановить только двухэтажное здание с кельями у подножия скалы. А в самой скале, на высоте 20 метров, находится пещерная церковь во имя преподобного Харитона, в которой нам удалось отслужить последнюю литургию на Святой Земле. Людям, боящимся высоты, подниматься по этой лестнице не советую, хотя вид на ущелье открывается потрясающий.

Отец Харитон, проживающий тут лишь в обществе очень умной собаки, помогающей ему бороться со змеями, коих тут великое множество, смог возродить скит из руин после Шестидневной войны Израиля в июне 1967 года.

Пробираясь по тропам ущелья, мы наслаждались завораживающей красотой этих мест, ведь неслучайно евреи создали здесь платный Национальный парк «Эйн Прат». Неповторимая красота этих мест привлекает много туристов, на чем очень успешно израильские власти зарабатывают деньги.

За тёплой беседой во время трапезы отец Харитон рассказал нам, что и этот вопрос может быть решится со временем. А пока он собирает билетики за вход с паломников, приезжающих к нему и отдаёт своему адвокату, который пытается помочь в решении этого вопроса: освободить паломников монастыря от уплаты за въезд в парк. Бог им в помощь!

Вот так выглядит эта пещерная церковь, почерневшая после пожара.

Послушав наставления отца Харитона о духовной жизни и услышав немало интересных историй об этом месте, мы, умиротворённые после Святого Причастия и благодати окружающей нас природы, продолжили наш путь. Ведь в этот день нас ждал самолёт, но домой никому не хотелось. У некоторых паломниц возникло желание остаться здесь, настолько тут было благодатно, но кроме коротких посещений женщинам здесь делать нечего. Мужской монастырь, свои правила.

А нам предстояло ещё посетить в Вифании школу-приют для девочек, относящуюся к Гефсиманскому монастырю.

Школе сейчас 80 лет и возглавляет её сестра Марфа. Это живая и очень общительная монахиня, уроженка Караганды, рассказала нам о школе, об ученицах и о сложности проживания среди мусульман на территории Палестины.

Школа пользуется популярностью даже среди мусульман, и они отдают в неё своих дочерей. Сестра Марфа рассказала о непростых вопросах, возникающих между девочками-христианками и девочками-мусульманками, коих в школе большинство, когда у них возникают споры о Христе и Мухаммеде.

Мы с удивлением переглянулись. Как же это сложно даже взрослым дискутировать на религиозные темы, а тут дети… Сестра Марфа поделилась печалью, как местные власти хотят сократить количество часов для изучения Закона Божия для христианок и увеличить часы для изучения Корана мусульманками. В общем, настоящая героическая жизнь в «тылу врага».

Школа считается хорошей, и если христиане помогают воспитывать мусульманскую молодежь, то что-то доброе может получиться. Хотя о миссии в прямом смысле речи здесь нет. В Палестине, да и в целом во всем исламском мире, за обращение в христианство убивают сами же родственники.

Так сестра Марфа нам поведала, что к ней обратилась её бывшая ученица, дочка местного шейха, с желанием покреститься. Монахиня в ужасе замахала руками и показала символичный жест ладонью под горлом. «Ты что, нас же всех вырежут завтра вместе с тобой! Не вздумай! Какое крещение!», – ответила она той девочке.

Ведь мусульмане чувствуют себя хозяевами. В Вифании процветает преступность, нравственный уровень людей очень низкий, можно сказать, что закона почти нет. Эти люди нагло забирают дома у христианских общин и начинают своё строительство. На законных территориях христианских монастырей открывают магазины, салоны, строят дома. В случае противостояния им, начинают угрожать расправой.

К тому же, везде разные законодательства. Иерусалим Западный – это одно, Восточный – это другое, в Вифании – палестинский, в районе Фаранской лавры – военный.

Так ездить ли нам в Вифанию? Да! Всегда, когда едешь в паломничество ради Господа, ради спасения своей души, то Господь сохранит.

И мы ещё приедем туда, потому что не успели попасть на гору Искушений и на место погребения Лазаря Четверодневого, воскрешённого Спасителем, так как надо было уже ехать в аэропорт.

В аэропорту мы наконец-то встретились с евреями, поскольку всю поездку мы с ними нигде не пересекались. Первым нашим удивлением были платные тележки в аэропорту, символизирующие желание делать деньги на всем. А ещё мы столкнулись с очень интересной практикой безопасности государства Израиль. Речь идёт о том, что пока мы стояли в очередь на регистрацию, каждого человека из нашей группы вызвали по одному на допрос и задавали несколько вопросов, а потом наши ответы сверяли.

Помимо общих вопросов о цели поездки и о том, как мы все друг с другом связаны, брали ли мы подарки и посещали ли Иорданию, задавали и разные вопросы каждому. У меня, например, спросили, как произносится моя фамилия и как зовут моего мужа. Вот до сих пор думаю, причём тут мой муж….

Ну вот и все. Скоро на посадку и до свидания, Святая Земля!

И как говорила шведская fröken Bock: «Он улетел, но обещал вернуться!»

Поделиться статьёй