СЕМЬ ДНЕЙ ПО СТОПАМ ХРИСТА. СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ. ЗАМЕТКИ НАЧИНАЮЩЕЙ ПАЛОМНИЦЫ ЕЛЕНЫ АЛМГОРД. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

СЕМЬ ДНЕЙ ПО СТОПАМ ХРИСТА. СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ. ЗАМЕТКИ НАЧИНАЮЩЕЙ ПАЛОМНИЦЫ ЕЛЕНЫ АЛМГОРД. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Самолёт приземлился в аэропорту имени Бен Гуриона города Тель-Авива. После четырёх с лишним часов перелёта мы с удовольствием стали разминать наши затёкшие косточки. Мы — это прихожанки прихода в честь иконы Казанской Божьей Матери города Вестерос (Швеция), отправившиеся в паломническую поездку по Святой Земле.  [Полностью заметки напечатаны на сайте прихода]

Паломничество – это особый вид путешествий к сакральным местностям и реликвиям, с целью поклонения. Слово происходит от латинского palma, то есть от пальмовой ветви: ведь пальмовыми ветвями жители Иерусалима встречали Иисуса Христа. Наша группа состояла из десяти женщин разного возраста, разной степени воцерковления и разных характеров, но всех нас объединяла любовь к Богу и сильное желание прикоснуться к тем местам, о которых мы читали в Священном Писании. Конечно же, и речи не было, чтобы ехать в такое место без духовного наставника, поэтому группу возглавлял отец Павел, настоятель храма Казанской Божией Матери. Практически для всех эта поездка на Святую Землю была первой, а для кого-то вообще первым паломническим опытом. В аэропорту нас встречала Анастасия, которая и должна была посвятить нашей группе неделю своей жизни. Разместились мы в одной из гостиниц Вифлеема. Вифлеем (Бейт-Лехем – дом хлеба) расположен в 9 километрах от Иерусалима и фактически примыкает к нему с южной стороны.

С этим городом связаны имена многих героев Библии. На северной окраине Вифлеема находится гробница красавицы Рахили – любимой жены Иакова. Именно в Вифлеем направилась ветхозаветная Ноеминь со своей невесткой Руфью – будущей прабабкой царя Давида. Здесь же родился и сам царь Давид и был помазан на царство пророком Самуилом. Ну а для нас, в первую очередь, это город рождения Иисуса Христа. Оставив чемоданы в номере, самые смелые и стойкие паломницы отправились на прогулку по вечернему Вифлеему. Среди них была и я. Спросив у гида о безопасности такого вечернего променада, мы, чуть опасливо озираясь по сторонам, вышли на улицу. Улицы города были практически безлюдны, если не считать тех, находился в проезжающих и сигналящих машин. Прожив в Швеции много лет, ты знаешь, что водители сигналят только в самых крайних случаях, поэтому было очень непривычно слышать «голоса» всех проезжающих авто. Сначала мы подумали, что это реакция на нашу «неземную» красоту, а вот и нет: это такая традиция – сообщать о своих передвижениях или приветствовать встречные машины. Погуляв немного по городу и дойдя до базилики Рождества Христова, мы довольные вернулись в отель «Санта Мария». В нём остановилась и большая группа православных эфиопов, проживающих в Стокгольме. Так что мне удалось поговорить с «почти» земляками.

Утро следующего дня встретило нас хмурым небом. Первый наш полноценный день на Святой земле начинался с поездки в Назарет – город в центре Нижней Галилеи на севере страны. До прошлого века Назарет был небольшим селением, построенным вокруг францисканского монастыря и мечети. Именно в Назарете святой Иосиф привёл из храма в свой дом Пресвятую Богородицу. Ещё с византийских времён в Назарете было несколько мест, которые особо почитались паломниками. Это источник Благовещения, мастерская Иосифа, синагога и гора Низвержения.

Наш первый паломнический день начался с литургии в церкви вмч. Георгия Победоносца. Нас радушно встретили местный священник отец Сергий вместе с матушкой Татьяной. После службы мы позавтракали и продолжили наше путешествие по Назарету. Теперь наш путь лежал к церкви Архангела Гавриила и источнику Благовещения. Именно у этого источника Пресвятая Богородица и услышала голос Архангела Гавриила, сказавший ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между жёнами».

Над этим источником в 1750 году и была построена греческая Православная церковь Благовещения на развалинах древнего храма византийского периода. Главной святыней церкви является сам источник, к которому ведёт древняя каменная лестница. Этот храм – основной собор Православной арабской общины Израиля.

Напившись из источника святой воды, мы направились в Католическую базилику Благовещения Пресвятой Богородицы. Её купол виден из любой точки Нижнего Назарета. Базилика построена над домом и мастерской Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии. В этом доме Она приняла весть от Архангела Гавриила о зачатии в Её чреве Сына Божия. Церковь построена в 1969 году. В византийский период на этом месте был другой храм, но в период исламизации он был разрушен, как и многие святыни Назарета. В ХII веке крестоносцы восстановили храм, но в 1263 церковь опять была разорена мусульманами.

После базилики наша группа отправилась к горе Фавор, или горе Преображения, через долину Армагеддон. Эта долина является частью Израильской долины и знаменита тем, что даже ещё в ранних еврейских источниках считается местом последней битвы сил добра и зла. Во времена христианства она упоминается благодаря «Апокалипсису» Иоанна Богослова… Мы спешили подняться на гору Фавор, так как попасть на территорию храма можно было только до 14 часов. По времени мы были очень ограничены, поэтому Анастасия – наш гид и водитель – мастерски колесила по горному серпантину. Если бы позволяла погода и время, то многие из на поднялись бы на гору пешком. Куполообразная гора Фавор находится в 20 км от Галилейского озера. Её высота 588 метров над уровнем моря, так что восхождение на неё было бы для нас вполне реальным. Но уж как получилось, так получилось. Именно на этой горе Иисус преобразился, Его одежда сделалась белой и блистающей. К Нему явились Моисей и Илия и беседовали с Ним. Когда Его ученики Пётр, Иаков и Иоанн, пришедшие с Ним, проснулись, то увидели Его во Славе и двух мужей с Ним. Пётр предложил сделать для них три кущи. На этом месте сейчас действительно можно увидеть три кущи (хижина, жилище) среди красот весеннего сада.

С Божьей помощью, мы успели попасть на территорию греческого православного монастыря за 5 минут до его закрытия на вход паломников и туристов. Этот монастырь на горе Фавор был основан греческим монахом славянского происхождения архимандритом Иринархом. Большую помощь при возведении храма оказала Россия.

В храме среди многих икон находится чудотворная икона Богородицы «Неувядаемый цвет». В день Преображения Господня 19 августа на Фавор съезжаются православные люди. Многие ждут схождения облака на гору, происходящего только в этот день на рассвете.

Помолившись в храме, мы поспешили дальше. Наш путь лежал в Кану Галилейскую. Она находится в 10 км от Назарета и является местом, где Господь сотворил своё первое чудо, превратив на свадьбе воду в вино. В память об этом в Кане была построена греческая православная церковь и освящена в 1889 году в честь вмч Георгия Победоносца. В ней до сих пор находятся два сосуда — свидетели первого чуда Иисуса Христа.

После храма мы отправились на дегустацию вин в одну из торговых лавок, где нас обслуживали русскоязычные продавцы. Отведав различных вкусных вин, каждая из нас сделала свой выбор при покупке. Кто-то отдал предпочтение финиковому вину, кому-то понравилось гранатовое, а я выбрала мускатное. Помимо вина, магазинчик предоставил нам массу вещей церковной атрибутики и, конечно же, косметику Мертвого моря.

«Затарившись» по максимуму, уставшие, голодные, но довольные, мы вышли на улицу. За то время, что мы были в лавке, прошёл сильный дождь, и выйдя на улочку, мы увидели бурные потоки воды, которые неслись мимо нас с бешеной скоростью. Перепрыгивая через них и гремя пакетами с вином, мы вернулись в свой автобус. День подходил к концу, и следующей нашей остановкой стал город Тиберия, где мы и остановились на ночлег в Русском доме паломника.

Город расположился на берегу Галилейского моря на северо-востоке Израиля. Вот уже 200 лет Тиберия является свидетелем многих исторических событий и катаклизмов. Здесь оставили след иудеи, римляне, греки, крестоносцы, арабы. Город входит в число четырёх святых для евреев городов вместе с Иерусалимом, Хевроном и Ифатом и был основан Иродом Антипой (сыном царя Ирода) в 20 году от Рождества Христова, а назван в честь римского императора Тибериуса.

Город считается одним из самых низкорасположенных городов мира (-213 метров ниже уровня моря). Как раз напротив отеля, в котором мы остановились, на набережной установлена скульптура в форме карты Моря со светящейся отметкой – 213.

Отдохнув и отведав в отеле рыбу Святого Петра, вся мы отправились на вечернюю прогулку по городу. Подходил в концу первый день нашего пребывания в Израиле, а у всех было такое чувство, что мы здесь уже как минимум несколько дней. Вот какая насыщенная получилась у нас программа.

Впереди нас ждал новый день с ещё более незабываемыми впечатлениями, во всяком случае для меня, хотя я ещё и не подозревала об этом.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. Он начался с Божественной литургии в церкви святой равноапостольной Марии Магдалины на участке Русской Духовной Миссии. Местечко Магдала – это то самое поселение, откуда была родом Мария Магдалина. Эта местность вдоль Генисаретского озера, или Галилейского моря, удивительна как по своей природе, так и по красоте. Из-за плодородной почвы нет такого растения, которое бы там не произрастало. Мы увидели здесь в изобилии финиковые пальмы, ореховые и цитрусовые деревья, плоды которых можно было срывать и есть. Место это было каким-то особенным.

Со времён прекращения гонений на христиан место рождения Марии Магдалины стало объектом паломничества. Здесь построили церковь, которая позже была разрушена. В период руководства Русской Духовной Миссией архимандритом Антонином (Капустиным) был приобретён участок земли на самом берегу моря, где и образовался женский монастырь. В последующие дни мы ещё не раз слышали об этом человеке и о том, как много он успел сделать для православия на Святой земле. Нам даже довелось посетить место его погребения…

Подворье Марии Магдалины Горненского монастыря стоит как раз на том месте, где Христос изгнал из неё семь бесов. На территории монастыря три целебных источника, в которых мы и окунулись, и даже поплавали.

«Глазной источник». В нем не совершают омовений, а умываются и набирают воду с собой. Считается, что она помогает людям при проблемах со зрением. Мы, разумеется, тоже набрали. Как говорится, да будет вам по вере вашей… Может, кому-то и поможет… Радоновый источник с изумительно голубой и очень тёплой водой. Монахиня нас предупредила, что там водятся небольшие рыбки, которые нас будут чуть пощипывать за ноги. Какой там чуть-чуть! Какие там маленькие рыбки! Мне показалось, что на меня бросилась стая огромных рыб, которые стали кусать меня со всех сторон. С пугающим других людей криком, я стала выбираться из источника. Надо заметить, что он был глубокий, а у меня панический страх перед водой с самого детства. И в тот самый момент небо быстро потемнело, сверкнула молния, и раздался страшный раскат грома. Ну как говорится, у православных совпадений не бывает…

Третий источник, около которого Иисус Христос исцелил Марию Магдалину, также предназначен для омовений, правда, вода в нем была всего несколько градусов. Повизгивая, мне все-таки удалось в него окунуться, хоть и не с головой. Думаю, что это как раз и визжали разбегающиеся от меня бесы. Всё-таки место символичное. Как говорится: во имя Отца и Сына, и Святого Духа…

В общем, впечатлений и ощущений осталась масса. Думаю, что не только у меня. Монахини угостили нас очень вкусными и сладкими грейпфрутами, только что сорванными с дерева. Место очень благодатное, и хотелось бы побыть там подольше, но наша программа состояла из многих пунктов и надо было спешить. Поблагодарив монахинь за тёплый приём, мы отправились дальше по побережью Галилейского моря. И первой остановкой стала гора Блаженств.

Ну а сейчас я расскажу о том, что оставило, пожалуй, самые яркие переживания в моей душе. В приподнятом настроении мы поднялись на гору, высота которой 110 метров. Именно с неё, согласно христианскому преданию, Иисус Христос произнёс Нагорную проповедь.

В 1907 году этот участок земли был приобретён католиками францисканцами и на нём начались археологические раскопки. В 1935 году у подножия горы обнаружились остатки небольшой церкви конца IV века, впоследствии разрушенной мусульманами. Церковь была украшена красивой мозаикой, фрагменты которой сейчас находятся в музее Капернаума.

В 1937–1938 годах итальянским архитектором Антонио Барлуцци был построен католический храм Заповедей Блаженства, который находится на территории женского францисканского монастыря.

Когда мы вошли туда, было очень много людей, как туристов, так и паломников. В основном, это были католики и протестанты. Католикам дозволялось внутри храма исполнять Заповеди блаженств, протестантов вполне устраивало постоять возле храма и послушать проповедь своего наставника, а православных в храм пускали, но как сказала гид Анастасия, что петь нашим там не разрешали.

Погода была хоть и солнечная, но ветреная, поэтому постоять внутри храма было намного приятней, чем снаружи, хотя вид с горы открывался потрясающий. И тут Анастасия спрашивает у монахини, сидящей в церковной лавке, можно ли паломницам спеть – и нам… разрешают спеть в храме. Настя сказала, что это было первый раз на её памяти, когда русским разрешили петь в храме.

Наша группа скромненько встала недалеко от входа. Мы подождали, пока румынские паломники закончат свои молитвы и запели.

«Во Царствии Твоем помяни нас, Господи», — протяжно и тихо начали мы петь заповеди блаженств. Чем больше мы пели, тем сильнее звучали наши голоса. Казалось, что сами ангелы подпевали нам. Это было что-то необыкновенное. В храме воцарилась полная тишина. Все, кто находился в это время там, как заворожённые, стояли и слушали наше пение. Сложно описать словами всё то, что происходило внутри меня. Какая то неведомая сила затронула невидимые струны моей души, и она запела и возликовала. Это было самое сильное чувство, пережитое мной на Святой Земле.

Наш маршрут пролегал вдоль Галилейского моря, и следующими остановками были: место, где Христос вручил Петру ключи от царствия небесного, дом Петра в Капернауме, где Иисус исцелил его тёщу и место преломления хлебов и рыб в Табхе.

Сейчас на этом месте католическая церковь Умножения хлебов и рыб. Алтарем служит камень, на котором Иисус Христос раскладывал пять ломтей хлеба и две рыбы, чтобы накормить 5 тысяч человек.

Первая маленькая церковь была построена в 350 году, через 100 лет перестроилась в византийскую, но в 614 году была разрушена персами. Более 1300 лет эти святые места были скрыты под пеплом. В 1888 году Немецкое католическое общество палестинских миссий выкупило эти руины и были начаты археологические раскопки. Современная церковь Умножения хлебов и рыб построена в 1982 году на византийском фундаменте и украшена красивой мозаикой.

Ну а после посещения такого места, нам захотелось отведать ту самую рыбу Святого Петра (тиляпию), которая подавалась в каждом ресторанчике побережья.

В Капернауме мы посетили греческую церковь Собора Двенадцати Апостолов. В отличие от Греции, где купола красят в синий цвет, здесь они оказались красными, что превратило церковь в яркую цветовую доминанту всей панорамы.

Территория монастыря оказалась немного запущенным, но по-южному богатым садом с прогуливающимися павлинами. Всё это обширное хозяйство содержит единственный монах – брат Иринарх из Македонии.

Мы едем дальше, через Голанские высоты. Это спорная территория, находящаяся сейчас под контролем Израиля, но раньше была частью Сирии, которой сейчас не до Голанских высот. Мы проезжали все ещё отчасти заминированные поля и приехали на завод по производству оливкового масла, где была очень маленькая, но интересная экскурсия. Мы узнали, как выбирать масло в магазине и продегустировали несколько видов. После выработки масла остаётся масса, которую здесь же перерабатывают и делают различные косметические средства. Нам предложили сделать пилинг для рук. Выглядело это не очень, зато эффект был хороший. Поскольку после дегустации вин наши сумки изрядно потяжелели, то от покупки масла мы все же решили воздержаться, посчитав, что масло на шведских прилавках ничуть не хуже.

День показался нам нескончаемым, и к вечеру мы вернулись в Вифлеем. Размещаться нам пришлось в другом отеле – Residencе.

По дороге в Вифлеем мы проезжали мимо банановых, финиковых плантаций, а также цитрусовых садов. Ещё с ветхозаветных времён евреи оставляли на своих полях десятину урожая для нищих и странствующих. Вот и мы оказались теми странствующими, которым необходимо было подкрепиться. Анастасия притормозила на обочине и часть нашей группы отправилась за «добычей».

Вернулись они через некоторое время с двумя полными пакетами всевозможных цитрусовых. Особенно всех поразили грейпфруты. Они были очень сочными и сладкими.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. День начинался с Божественной литургии в Крестовом монастыре. Это мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, который ещё называют обителью грузинской славы. Здесь, на одной из фресок изображён грузинский поэт Шота Руставели, живший в монастыре в XII веке и похороненный тоже тут. Точное время основания монастыря неизвестно. Согласно преданию, на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня.

Именно на этом месте Лот посадил дерево, из которого потом был сделан Крест для распятия Спасителя. Лот, покаявшись перед Авраамом за то, что был в прелюбодеянии со своими дочерьми, получил от Патриарха в качестве епитимьи три посоха из кипариса, сосны и кедра, данные Аврааму тремя Ангелами. Лот посадил их и усиленно поливал в течение 40 лет: они все-таки проросли и срослись в одно большое дерево, что означало прощение Лота. При постройке храма Соломона дерево срубили, но не использовали, так как оно не подходило по размеру. Его положили в Силоамскую купель, где оно пролежало

около 700 лет. Из него и был сделан Крест, на котором распяли Христа.

…Монастырь Святого Креста расположен в красивой зелёной долине в западной части Иерусалима и выглядит снаружи как средневековый замок. Свидетельством того, что он был основан в византийский период являются фрагменты мозаичного пола, которые относятся к VI веку. Последующая история этого монастыря схожа со всеми обителями Палестины.

При вторжении персов в 614 году многие храмы и монастыри были разрушены, а тысячи иерусалимских христиан вырезаны. Потом церкви понемногу стали восстанавливаться, но в период правления халифа аль-Хакима (996–1021) все христианские храмы снова

были уничтожены. После ослабления гонений на христиан опять началось их восстановление… В связи с непростой историей этих мест у монастыря были периоды расцвета и упадка. Многие здания стали разрушаться, и только в 70-х годах ХХ века Иерусалимская патриархия провела восстановление и реставрацию монастыря.

Отец Павел отслужил литургию в стенах небольшого храма Святителя Иоанна Дамаскина, а сослуживал ему архиепископ Филомен. Вот и такое бывает, что архиерей подаёт кадило иерею. А мы спели на клиросе вместе с монахинями, поющими по гречески. Получилось очень интересно.

После посещения монастыря мы поспешили в Иерусалимскую патриархию на встречу с Патриархом Феофилом III. Встреча проходила в одном из залов патриархии, куда мы приехали с небольшим опозданием, но и тут нам помогал Господь, так как патриарх пришёл на встречу тоже с задержкой. Встреча прошла, как говорится, в тёплой, дружеской обстановке. Мы получили от патриарха благословение и фото на память. Остались самые лучшие впечатления от встречи с таким простым и светлым человеком.

В Патриархии нас ждала ещё одна встреча – с архимандритом Евсевием. Это оказался невысокий пожилой священник в греческом одеянии. Он говорит по-русски с приятным мягким акцентом и является членом Братства греческой Иерусалимской патриархии Гроба Господня. Грек родом, но учился ещё в Ленинграде. Патриарх РПЦ Кирилл был ректором в Ленинградской духовной академии в то время и, стало быть, был его учителем.

Архимандрит оказался просто лучистым фейерверком доброты, детской открытости и дружелюбия. Он провёл для нас экскурсию по патриархии и показал сверху всю красоту Иерусалима, потом мы спустились на узкие улочки старого города и распрощались с ним. Слава Богу, подарившему нам эту удивительную встречу с архимандритом Евсевием. Господи, сделай так, чтобы мы когда-нибудь снова встретились!

Все оставшееся время этого дня мы провели в Иерусалиме. Наша группа побывала в церкви Рождества Богородицы рядом со Львиными воротами. Эта обитель – православный монастырь Греческого Иерусалимского патриархата. На уровне первого этажа расположена сама церковь с образами русских святых и церковной утварью работы русских мастеров, а под ней находится пещера. По преданию, это бывший дом

святых праведных Иоакима и Анны. Перед началом прохождения Крестного Пути Христа мы побывали в католическом храме Святой Анны, находящимся в непосредственной близости с церковью Рождества, и согласно католическому преданию, именно там находился дом праведных Иоакима и Анны, где родилась Дева Мария. Базилика была построена во времена крестоносцев в 1142 году, но потом при захвате Иерусалима мусульманами, она превратилась в исламское учебное заведение, что позволило её сохранить. В 1856 году турецкий султан Абдул Меджид подарил её Наполеону III в знак благодарности за поддержку в Крымской войне с Россией. В базилике потрясающая акустика, и каждая группа паломников считала своим долгом спеть песнь Богородице. Очень красиво звучали голоса группы молодых людей из Франции, прославляющих Деву Марию. Подождав, пока они закончат, мы тоже решили спеть «Царице моя преблагая» и дружно начали славословить Пресвятую Богородицу. А за нами уже выстроилась в хор из трёх рядов группа каких-то азиатских католиков.

Рядом с базиликой Вифезда (благодатное место, исцеление) или Овчая купель – пруд в Иерусалиме, имевший целебное значение, вокруг которого собирались многочисленные больные в ожидании «возмущения воды», периодически происходившего в пруду и обозначавшего момент высшей целебности. В евангельской истории этот пруд связан с рассказом об исцелении Христом одного расслабленного, который страдал 38 лет.

Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к храму жертвенные животные. Перед жертвоприношением овец нужно было помыть. По преданию, целебное свойство воды, которую возмущал сходивший сюда Ангел, было связано с тем, что в этих водах лежало древо Креста, выращенное Лотом из трёх посохов, о котором было рассказано выше.

Вот настало время и для прохождения Крестного Пути Спасителя. Мы взяли свои кресты, приобретённые заранее и пошли в тот самый путь скорби и величайшей благодати, путь страдания, поругания и путь надежды и спасения. Этот скорбный путь – Via Dolorosa впервые был проделан Христом к вечной жизни каждого верующего во имя Его.

Путь на Голгофу проходит по арабскому кварталу и неся каждый свой крест, мы слышали призывы на молитву мусульман. На сегодняшний день канонизировано 14 остановок, каждая из которых отмечена часовнями или церквями. Девять из них описаны в Евангелие , остальные относятся к преданиям. Для нас было очень важно, что все эти события, действительно, происходили в Иерусалиме.

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её. (Мф 16:25)

И первая остановка – это место осуждения Иисуса Христа на смерть, крепость Антония или Претория. Это было жилище и основное место деятельности римского прокуратора в Иудеи. Во времена Христа им был Понтий Пилат. Не буду пересказывать евангельский сюжет того, что происходило там, все и так знают. Второй остановкой стало место принятия Спасителем Креста. На этом месте находится католическая часовня Осуждения, которая была построена в начале ХХ века орденом францисканцев. Третьей остановкой стало место первого падения Спасителя под тяжестью Креста. Здесь находится небольшая часовня, с 1856 года принадлежащая Армянскому католическому патриархату, с XX века находилась под польским влиянием и реставрирована на пожертвования военных польской армии. Четвёртой остановкой стало место встречи Иисуса Христа с Пресвятой Богородицей. Это место тоже отмечено часовней, также принадлежащей Армянскому католическому патриархату. Пятой остановкой было место, откуда Семён Киринейский помог Христу нести Крест. Шестой остановкой стало место, где Вероника отёрла своим платом пот и кровь с лица Господа. Этот участок был куплен греко-католической общиной в 1883 году, и построена часовня святой Вероники. Кстати, сам платок Вероники хранится в римской базилике святого Петра. Седьмая остановка – место, где Спаситель упал второй раз. Здесь построены две часовни орденом францисканцев. Восьмой остановкой стало место, где он обратился к дщерям Иерусалимским. Спустя сорок лет после этих слов Иерусалим был разрушен.

Дорога привела нас в церковь святого Александра Невского на Александровском подворье. Это единственное в Старом городе и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение. Именно здесь русскими археологами был обнаружен порог Судных Врат, через который Спаситель переступил, восходя на Голгофу. По левую сторону от Судных Врат, в стене времён царя Ирода, было обретено известное игольное ушко, через которое верблюд быстрей пройдёт, чем богатый в царствие Божие.

И тут снова мы услышали об архимандрите Антонине (Капустине), который построил здесь подворье. Церковь поразила нас своим убранством и иконостасом.

Девятой остановкой является место, где Иисус упал в третий раз. Это место отмечено колонной у входа в коптский монастырь св. Антония.

Остальные пять остановок расположены в Храме Воскресения Христова: X – Снятие риз, часовня. XI – Пригвождение ко Кресту (римская католическая церковь). XII – смерть на Кресте. Место распятия – греческий престол. Под ним отверстие, через которое можно коснуться камня Голгофы. XIII – снятие с Креста. XIV – положение во Гроб.

При посещении Храма осознаешь, что Голгофа и Гробница Христа, находящаяся в Кувуклии, расположены очень близко друг от друга.

Прим. «Русского Салона»: Кувуклия (греч. Κουβούκλιον — «покой, опочивальня», лат. Cubiculum) — это небольшая (6 × 8 м) купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном – главным общим храмом – её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

Попав в храм, мы встали в огромную очередь, ведущую в Кувуклию. В 19 часов вечера храм закрывается и нам очень хотелось успеть приложиться к камню Гроба Господня. В запасе было почти два часа, и мы успели. Я не знаю, что происходило в этот момент в душе каждой из нас, но все, определенно, что-то почувствовали особенное.

После Кувуклии мы поклонились Камню Помазания. По преданию, именно на него положили тело Иисуса Христа для умащевания благовониями перед тем, как положить в гробницу, принадлежавшую Иосифу. До 1810 года Камень Помазания находился в собственности католического ордена францисканцев. Сейчас им владеют православная (Иерусалимский патриархат), римско-католическая, армянская и коптская конфессии, которые поддерживают огонь в восьми неугасимых лампадах.

Изрядно вытерев его своими одеждами, мы вышли из храма. Но на этом наш день не закончился. Встретив монахиню Кириену, мы ещё успели посетить греко-православную церковь св. Иоанна Крестителя в Христианском квартале. Это один из древнейших христианских храмов на Святой Земле.

Прогуливаясь по улочкам греческого рынка и увидев издали серебристый купол, ты и не поймёшь, как попасть в церковь. Нужно выйти на Христианскую улочку, и среди лавок с сувенирами окажется неприметная дверь, над которой висит скромное изображение усекновенной главы Иоанна Крестителя. Именно эта дверь и ведёт во двор греко-православного монастыря.

Первая церковь была построена в V веке, но персы разрушили храм в VII веке. Патриарх Александрийский выстроил его заново. Крестоносцы, захватившие Иерусалим в 1099 году, использовали здание как лазарет для раненых. После завоевания Иерусалима мусульманами, всех христиан изгнали из города и храм был заброшен. Лишь в XIX веке его отремонтировали, и с тех пор он принадлежит Иерусалимскому патриархату. В храме мы смогли приложиться к мощам Иоанна Крестителя и насладиться красотой храма, правда, сейчас реставрируемого… На этом наш ещё один бесконечный день закончился.

(Окончание во второй части)

Поделиться статьёй