ВЧЕРА В СТОКГОЛЬМЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГАЛИНЫ ГУСАРОВОЙ “РЕНЕССАНСС”

ВЧЕРА В СТОКГОЛЬМЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГАЛИНЫ ГУСАРОВОЙ “РЕНЕССАНСС”

Вчера, 8 декабря, прошёл вернисаж в художественной галерее по адресу: Stockholm, Köpmansgatan 18-20: здесь начала работу выставка-продажа русского золотного шитья «Ренессанс» Галины Гусаровой (Санкт-Петербург). Закрытие 15 декабря. Галина Гусарова занимается орнаментальным и лицевым шитьем, оно связано с материалами, из которых изготовлены предметы, а именно: золотные и шелковые нити, которые имеют свою толщину и фактуру, шнуры, канитель, жемчуг, бисер, бижутерные камни, пайетки (фр. Paillette — «золотая песчинка, золотинка» — блёстка, плоская чешуйка из блестящего материала, обычно круглой или многогранной формы и с отверстием для продевания нитки).

Золотое, или золотное, шитье – это особая техника ручной вышивки, известная с древности. Как правило, для золотого шитья применяются металлизированные золотые и серебряные нити, канитель (очень тонкая металлическая нить для вышивания), трунцал (металлическая граненая нить из проволоки плоского сечения, закрученная в спираль пятиугольной формы), а также жемчуг, бисер, пайетки.

На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века. Разные виды нитей для этого вида шитья делали из золота и серебра. Металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Сохранившиеся с XV века работы — это в первую очередь церковные принадлежности: иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна. Металлическая нить получалась довольно хрупкой, ею было сложно вышивать, как обычными нитками, продевая сквозь ткань. Поэтому нить укладывалась на лицевой стороне ткани по узору и прикреплялась шёлковой нитью — либо в цвет металла, либо контрастной. Получались настоящие вышитые картины – либо сияющие монохромные, либо разноцветные, красочные.

Сегодня золотное шитьё в немалой степени стало светским видом рукодельного искусства. Мастерские такого шитья сохранились (и возрождаются) и при монастырях, но всё шире оно применяется для декорирования одежды и аксессуаров, создания украшений, картин, выполнения отделки и так далее.

По большей части сейчас при золотном шитье используются не «драгоценные», а металлизированные, созданные фабричным способом нити. Кстати, золотным вместо золотого этот вид шитья стал называться именно из-за замены настоящих золотых нитей нитями «под золото». Современные нитки уже не такие хрупкие, как много веков назад, но одна из основных техник остаётся прежней: основная нить (шнур) укладывается по узору и прихватывается более тонкой вспомогательной ниткой. Чтобы узор получился объёмным, под металлизированную нить подкладывается подложка из тонкого картона, сукна, кожи, верёвки. Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, бусинами, пайетками. При желании и усердии каждый может, в той или иной степени, овладеть этим искусством, если не в совершенстве, то хотя бы азами. Если нет ни того, ни другого, можно просто любоваться произведениями мастеров как прошлых столетий, так и века XXI, в том числе и работами Галины Гусаровой.

Поделиться статьёй