ГЛАВРЕД ЖУРНАЛА «ПЕРЕМОТКА»: «А КИНОТЕАТРЫ ВРОДЕ НИЧЕГО, ДЕРЖАТСЯ…»

ГЛАВРЕД ЖУРНАЛА «ПЕРЕМОТКА»: «А КИНОТЕАТРЫ ВРОДЕ НИЧЕГО, ДЕРЖАТСЯ…»

Попкорн в кинотеатре или борщ дома? Кресло в 3D зале или мягкая кроватка в квартире? Зрелищные спецэффекты или плоский просмотр? Компания друзей или одинокий вечер с планшетом? Каждый выбирает свое. Сегодня мой собеседник Михаил Хозяйкин – главный редактор онлайн-журнала о кино на маленьких экранах «Перемотка».

— Михаил, вы главный редактор журнала о кино на маленьких экранах… Это сказывается на вашем просмотре фильмов?

— Мы чаще пишем о фильмах, которые либо не идут в кино, либо шли там давно — мне и коллегам интереснее разбирать архивы или писать большие подробные тексты о фильмах, которые мало кто видел, чем спешить за свежими релизами. То есть, в кино я хожу, да и остальные авторы тоже, но о новинках мы пишем гораздо реже, чем обо всяких полузабытых артефактах. «Перемотка» — затея абсолютно некоммерческая и довольно дилетантская, поэтому мы и пишем только о том, что нам самим интересно, а не о том, что надо срочно отрецензировать. Ну, а если говорить о сериалах, то тут, само собой, остается только малый экран.

— В чем разница просмотра на малом экране и на большом? В плане техническом, да и в плане восприятия.

Принципиальной разницы я, честно говоря, не вижу, ну, разве что 300-миллионные блокбастеры веселее выглядят в кино с Dolby-звуком. Впрочем, по-моему, от масштаба и самое скромное инди может выиграть, просто Линклейтера и прочих у нас не всегда дождешься на большом экране. Но вообще, если кино плохое, его никаким увеличением экрана не спасешь. «Человек из стали» — это боль и страдание хоть на большом, хоть на малом экране, а хорошо написанный и снятый фильм и на экране бюджетного телефона на «андроиде» можно посмотреть, по-моему, без особого ущерба.

— Сейчас многие люди смотрят кино на различных гаджетах, то есть не идут в кино. Вы не считаете это нечестным по отношению к производителям фильмов?

Если вы про юридическую сторону, то на гаджетах можно смотреть и легальные фильмы. А если про эстетическую, то даже не знаю. Наверняка Финчер снимает в 4К не для того, чтобы кто-то это посмотрел на экране размером со спичечный коробок и ничего не разглядел. Но это уже скорее проблема зрителя. Если вы начинаете что-то смотреть на совсем мелком экране, конечно, надо держать в уме, что все детали вы не рассмотрите. А между разумно малым экраном (типа монитора, телевизора или ноутбука) и экраном кинозала уже разница гораздо менее принципиальная, по-моему.

— В общем, суть не в том на каком экране смотреть, а какой сам фильм?

Ну, скорее да. В разумных пределах, конечно, потому что на совсем мелкой картинке есть риск тупо не отличить одного героя от другого, а тем более не рассмотреть всех деталей в кадре. А вообще, наверно, разница не так уж и принципиальна.

— По статистке, в кинотеатры ходят всё реже. Причины разные: банальная нехватка времени, лень, деньги. Как вы думаете, в будущем кинотеатры уйдут в тень?

Хм, я тут не эксперт, чтобы что-то предсказывать. Но вообще да, поводов туда идти постепенно становится меньше — другое дело, что их становится меньше лет как минимум 30, а ничего до сих пор так и не умерло. Домашние кинотеатры, телевизоры с большим разрешением, гаджеты и лэптопы дают возможность точно так же смотреть кино, порой с минимальным отставанием во времени между театральным и цифровым, DVD-, BR-релизом, и в очереди стоять не надо. Понятно, что из-за этого производители и прокатчики и полюбили 3D и прочие аттракционы, которые плохо воспроизводятся дома. Другое дело, что кино — это же ещё и социальная штука. То есть одно дело сидеть дома, другое — выбраться куда-то с друзьями, а третье — ночной сеанс Rocky Horror Picture Show для сумасшедших фанатов в костюмах героев фильмов. Это уже дома вообще не воспроизвести, тут у кинотеатров конкурентов просто нет. Кинотеатры же тоже меняются. Меняется понемногу и копирайт. Если мультиплексы, например, не будут заточены только на фильмы проката, а будут иметь доступ к более широким библиотекам контента, то всё может поменяться

— То есть, и у кинотеатра, и у просмотра на маленьком экране есть свои незаменимые фишки, которые и сравнивать-то бесполезно?

Конечно. На самом же деле может быть так, что чем больше ты в принципе смотришь — как угодно, дома, с торрентов, на iTunes, без разницы — тем больше у тебя желание смотреть кино вообще, и выше вероятность, что ты и на кинотеатр выкроишь время. Дело не столько, опять же, в размере экрана — он влияет постольку поскольку — а в процессе. Можно посидеть дома и осмыслить увиденное. А можно пойти в кино и хохотать вместе с ещё парой сотен человек в зале. Это разные истории, разные опыты, и не в размерах картинки дело.

— А в атмосфере?

Ну да, вроде того, наверное. И тот, и другой подход имеют право на жизнь и живут вполне нормально, хотя примерно с появлением домашнего видео все паниковали, что кинотеатры умрут. Никто не умер, тем не менее. Блокбастерная модель проката может умереть. Да и то не факт. А кинотеатры вроде ничего, держатся.

— В любом случае люди всегда будут ходить в кинотеатр по вашему мнению?

За «всегда» не поручусь, но у нас больше 30 лет после появления VHS, чтобы перестать — а мы не перестали. Так что какое-то время ещё точно походим в кинотеатры.

Главреда расспрашивала Алёна ГУСАРОВА

Поделиться статьёй