НА СВЯЗИ С СОБОЙ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О МЕДИТАЦИИ

НА СВЯЗИ С СОБОЙ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О МЕДИТАЦИИ

«Вот, хорошо было в детстве – никаких проблем», – думаем мы, сталкиваясь с трудностями «взрослой жизни». А часто ли мы вспоминаем, как плакали из-за того, что нам дали синий карандаш вместо зеленого, или из-за того, что мама не купила мороженое? Человек помнит ситуацию, но забывает о своих переживаниях и о том, как ему больно. А ведь, возможно, именно тогда ему было в тысячу раз больнее, поэтому и слезы льются не из-за трудностей на работе, а из-за карандашей и мороженого.

Все проблемы – из головы. Это действительно так. И чтобы понять, что же в этой голове происходит, нужно внимательно к ней прислушаться, заглянуть внутрь и разобраться. Идеально для этого подходит медитация. Это не сектантский прием, а духовная практика, к которой в современном мире обращаются люди всех возрастов вне зависимости от рода деятельности. Конечно, можно практиковать по книгам или найти в интернете ролики a la «Нирвана за 7 дней», но гораздо лучше найти духовного наставника, который максимально близок культуре Востока и философии буддизма.

В Таиланде к медитации часто обращаются даже школьники (на снимках). Все мы знаем о Таиланде как о стране улыбок, но всегда ли соотносим это с философией тайцев? Чаще люди объясняют это тем, что «им “париться” даже не надо – пошел банан с пальмы сорвал и позавтракал сразу». На самом деле, проблем у представителей этой культуры ничуть не меньше. Дело только в том, что относятся они к проблемам иначе – гораздо легче. Они решают их по мере поступления, не нервничая от того, что, возможно, и не произойдет. Такой подход к жизни и делает человека счастливым, позволяя наслаждаться каждым мгновением. Тайцы знакомятся с медитацией с детства – некоторые школы устраивают поездки в храмы на несколько дней, где ребята под руководством монахов знакомятся с данной техникой. Они медитируют сидя, лежа, стоя и в ходьбе.

Но что делать русским, которые тоже хотят избавиться от проблем? Уехать в Таиланд? Да, такой вариант возможен, но не как попытка убежать от суеты, а как возможность заглянуть в себя. В Таиланде на острове Самуи есть медитационный центр Дипабхаван. Там монах Аджан Хуберт вот уже семь лет проводит ретриты на русском и английском языках (англ. retreat – «уединение», «удаление от общества», рус. лит. «затвор»; английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике. – Авт). Для тех, у кого нет возможности приехать в Таиланд, Аджан Хуберт приезжает в Россию. Обычно ретриты проводятся в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах европейской части нашей РФ. Впервые за двухлетнюю практику ретритов в России, Аджан Хуберт приехал на Урал и в Сибирь, а именно – в Екатеринбург и Новосибирск.

Я не буду рассказывать о том, как правильно медитировать и какую лучше музыку включать, но скажу, что это многогранный процесс, который можно рассматривать с разных сторон. Впервые я оказалась на ретрите больше четырёх лет назад. Это было в Таиланде и тогда меня интересовала лишь культурологическая сторона – я смотрела на медитацию как на культурное явление, характерное для страны, в которой я жила. Неделя в Дипабхаване дала мне понимание культуры, проникнуться которой я не могла почти год. В этом году я снова попала на ретрит в Новосибирске, но длился он три дня. Оказалось, многие рассматривают медитацию со стороны психологии, кто-то даже со стороны психиатрии, для кого-то это чистая физика, а некоторым «ваще не ясно, чё эти три дня было». Но в том и прелесть медитации – нет правильного и неправильного варианта. Каждый находит что-то свое и смотрит на себя, как говорится, под определенным углом, анализируя, разбирая каждое свое действие.

Перед тем, как отправиться на ретрит, участники получают подробную инструкцию, в которой основные правила – безмолвие и отказ от любых гаджетов, часов и книг. Поначалу это может показаться странным – почему я не могу читать или работать? Но все предельно понятно – чтобы получить новые знания, надо не забивать голову лишней информацией. Ведь медитация нужна не чтобы «обмозговать», а чтобы в этот самый мозг беспрепятственно заглянуть, изучить его и научиться контролировать.

Кроме того, распорядок дня во время ретрита многим может показаться слишком жёстким – вставать нужно в 5 утра, а отбой в 9 вечера. Из приемов пищи здесь только завтрак и обед. Для неподготовленного организма предусмотрен вечерний чай в 17:00. Условия в тайских медитационных центрах обычно приближены к монастырским (на снимке – подушка + к ней твёрдая постель). Но, в конечном итоге, человек не должен стать безмолвным отшельником, который сбежит далеко в горы Тибета. Он должен стать более приспособленным к жизни в обществе, потому что научится расставлять приоритеты, зная свои желания и потребности, концентрироваться и не переключать внимание, сняв беспокойство со своего разума. // Татьяна ДЕМЬЯНЕНКО

Поделиться статьёй