САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА – ПОЛУЧИТЬ ЭМОЦИИ И ПОДЕЛИТЬСЯ ИМИ

САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА – ПОЛУЧИТЬ ЭМОЦИИ И ПОДЕЛИТЬСЯ ИМИ

Минувшим летом Роман и Александра Родионовы на своей машине KIA Sportage проехали за 32 дня 12 186 километров от Красноярска до Турции. 6 июля они выехали из своего двора и вернулись через месяц, 6 августа.

Роман Родионов, 42 года. Персональный тренер в сети красноярских фитнес-клубов NRGym. В прошлом учитель истории, директор компьютерной сети, редактор газеты и музыкант. Александра Родионова, 26 лет, работает персональным тренером в сети красноярских фитнес-клубов NRGym. Обожает  «Столбы» и походы на природу.

Маршрут в России: Красноярск — Кемерово — Новосибирск — Омск — Ишим — Курган — Челябинск — Уфа — Самара — Саратов — Волгоград — Элиста — Владикавказ.

Маршрут по Грузии и Турции: Тбилиси — Боржоми (город) — Боржоми (заповедник) — Вардия — Батуми — Уреки — Казбеги (Степанцминда) до провинции Гиресун в Турции.

Время в пути: 10 дней, не торопясь, с остановками и с осмотром достопримечательностей до Черного моря и семь дней обратно. В Турции провели трое суток, остальное время отдыхали в Грузии.

Когда знакомые спрашивают, где мы отдыхали в прошлом году, мы отвечаем, что в Турции, никто не удивляется. Но когда мы рассказываем, что проехали от нашего красноярского подъезда 12 тысяч километров, минуя Россию, всю Грузию, и попали в Турцию, люди сильно удивляются. Такого в Красноярске никто не делал, кроме нас.

Большинство россиян привыкли улетать отдыхать на самолете в другие страны. Изначально такой отдых выбирают туристы. Автотуризм — это не отдых, это для тех, кто привык путешествовать. Путешествие на колесах — самый оптимальный способ, чтобы перемещаться из точки А в точку B, затем в точку C, и видеть каждый день разную картинку за окном. Сегодня — Сибирь, завтра — Байкал, потом степи Монголии.

Во время нашего месячного маршрута мы останавливались, где хотели, исследовали все города, которые нам были интересны. Перед тем как заехать в город, мы тщательно узнавали его историю, смотрели, что интересного там можно увидеть.

Сразу хочу сказать, что во время такого тура не отдохнешь. Это кочевая жизнь на колесах, для такого путешествия надо выходить из зоны комфорта. Мы начинали с того, что ездили на пару дней на Байкал, потом на Алтай, потом еще чуть дальше. И вот год назад мы спонтанно за пару дней придумали приблизительный маршрут и поехали в сторону Грузии. Когда мы там оказались через 10 дней, нам стало понятно, что границ просто не существует, ты можешь поехать туда, куда хочешь, и мы рванули в Турцию.

KIA Sportage, на котором ехали Рома и Саша

«Из всех городов России понравились Самара и Новосибирск»

Перед выездом мы не знали, в каких городах будем останавливаться на ночлег. Просто был список городов, через которые ехать будем. Во время пути уже смотрели по времени и по своим силам. Чувствовали, что приходит время отдыхать и пора спать, — останавливались. Для поиска мест использовали booking.com. Обычно мы делали так: одну ночь проводили в палатке, следующую в хостеле.

Мы не останавливались есть в придорожных кафе. Всё покупали и готовили сами. Заезжали в города-миллионники и «закупались» там всеми продуктами. Брали по 4–5 больших пакетов. Термос был всего на полтора литра, на две чашки чая. Поэтому мы часто останавливались на заправках и в кафешках просили налить кипятку.

Никогда не нужно ночевать рядом с трассой, это опасно. Там круглые сутки ездит кто попало, особенно в России. Надо поворачивать с трассы и ехать туда, где нет цивилизации, хотя бы на километр. Лучше всего ночевать на берегу реки.

Утро в районе Волгограда

Важно следить за аккумулятором, потому что на обратном пути, в Новосибирске, у нас оставалось 5000 рублей, и Саша забыла выключить свет в машине. Мы потратили последние деньги на покупку нового аккумулятора. Денег на обратный путь не хватало, мы пользовались разными программами, когда попутчики платят за проезд, по типу Bla-Bla-Car и Bip car. Это частично окупает затраты на бензин.

Самый странный город у нас на пути в России — Курган. Перед приездом читали о нем в «Википедии». Оказалось, что это город маньяков, убийц, криминальных авторитетов. Оттуда еще известный киллер, о котором снимают фильмы и книги пишут. Завернули туда, приехали к отелю. Подходит человек, говорит: «Слышь, свет ближний выключи — мешает». В гостинице пьяная драка под песни Тани Булановой. Мы сразу умотали оттуда.

Из всех городов России понравились больше всего Самара и Новосибирск. В Омске приятный центр города. Очень сильно впечатлил Мамаев курган в Волгограде, гуляли там всю ночь. Вообще, считаем, что каждый россиянин должен побывать там хотя бы раз в жизни. В остальном все везде одинаково. Многие жалуются на Красноярск, на экологию, дороги и прочее. Так вот, таким людям надо поехать с нами в путешествие, потому что по приезде они поймут, что Красноярск вполне развитый и красивый город.

«Вы знаете пункт ПДД 14.3?»

ГАИшники — отдельная история. Если они видят, что ты путешествуешь на хорошей машине, значит, деньги у тебя есть. Они могут специально ставить ловушки на дорогах так, что ты попадешься. С нами так и случилось. На одном участке была разрешенная скорость 30–40 км/ч. Конечно, с такой скоростью по трассе никто не едет. На повороте была специальная разметка, в которую можно вписаться, только если соблюдаешь разрешенную скорость. Естественно, мы попались, и они нас остановили. Я вышел, сел к ним в машину и сказал: «Вы знаете пункт ПДД 14.3, который говорит о допустимом отклонении от разметки на 100 метров?». Гаишник сделал вид, что знает, и отпустил меня. Сзади уже была живая очередь, ему было некогда разбираться со мной. А ведь на самом деле я этот пункт выдумал.

В другой раз тормознули за обгон, я не увидел знак, так как стояла большая фура, которая его закрыла. Я пошел к главному, увидел, что он сидит, скрючившись, что-то пишет. Я ему посоветовал, какие упражнения нужно делать для выздоровления, всё-таки это моя работа. Он меня поблагодарил да еще сказал звонить в случае чего. Меня выручало именно умение говорить. Главное — это не идти у них на поводу, так как могут остановить и оштрафовать даже за несуществующий знак, у меня были такие случаи, надо не лениться, возвращаться и проверять. Всего за дорогу штраф заплатил один раз, 500 рублей».

«В эту страну влюбляешься с первого взгляда»

Проехав больше пяти тысяч километров по России, Рома с Сашей приехали в Грузию.

Грузины на самом деле к русским хорошо относятся. Политические терки между нашими странами не касаются реальной жизни. В Грузии к нам замечательно относились, подчеркиваю, принимали нас лучше, чем в России. Грузия такая страна, в которую всегда хочется вернуться. От нее сходишь с ума. Попав туда, понимаешь, что Грузия — красивая, цивилизованная, по-настоящему европейская. В эту страну влюбляешься с первого взгляда, раз и навсегда. Цены на продукты такие же, как у нас, дороже только молочка, а фрукты дешевле. Проживание тоже как у нас, а бензин на 15–20% дороже.

Горные реки в Грузии

Интересно, что грузины нам часто предлагали выпить вина, бывало, за счет заведения. Иногда, даже когда мы отказывались, ведь мы не пьем, они все равно наливали. Грузины не понимают людей, которые не пьют.

Когда мы приехали в город Батуми, увидели, что там на дорогах нет никаких правил, все ездят как хотят, по встречной полосе, светофоров вообще нет.

Мы едем — видим, что светофор не работает, а рядом полицейский стоит и ест мороженое. Мы к нему подошли и сказали, что светофор не работает, просто была любопытна его реакция. Он нас поблагодарил за сотрудничество и продолжил стоять дальше, ничего не делая.

И если у нас в стране бибикают, то значит: ты мешаешь. А в Грузии они сигналят, чтобы сказать: «Это я еду, посмотри на меня!». Хайвеи там хорошие, 4–5 полос, и ограничение небольшое.

«Всю дорогу нам везло, хорошие люди попадались»

Границу Грузии с Турцией Саша перешла без проблем, забыв, что все деньги у нее. Роме надо было 100 долларов заплатить за страховку, а назад Саше нельзя было вернуться. За Ромой стоял единственный турок, как оказалось, он говорил и понимал по-русски, сам жил в Перми когда-то. Мужчина без проблем занял 100 долларов, а уже после перехода границы Рома вернул деньги.

В Турции впечатлений стало еще больше. Мы оказались в стране, в которой замечательно все: отношение к нам, природа, дороги, газоны, магазины. Да и вообще здорово, когда ты едешь по дороге и у тебя с одной стороны — море, а с другой — горы. Едешь и понимаешь, что ты попал в рай. В первый же день решили переночевать у водопада. Там рядом был кемпинг, а мужчина, который руководил кемпингом, пустил туда пожить бесплатно.

На второй день хотели доехать до Стамбула, по северной части Турции, где русских обычно нет. Туристы в основном едут в Анталию, по побережью Черного моря. Но когда заехали на первую заправку, развернулись обратно. Год назад литр бензина там стоил 90 рублей. А в России в то время такой же объем стоил 36. Плюс по времени не получалось, уже был конец отпуска, и средства заканчивались. Если бы поехали, то пришлось бы во всем себе отказывать. Мы заливали каждый день полный бак, по 5–6 тысяч каждый раз. В Турции дорого путешествовать на колесах. Но в то же время водители там вообще не сигналят, только фарами моргают. И ограничение скорости — 130 км/ч. Развернувшись, нашли место у берега моря и остались там ночевать.

Берег Черного моря в Турции

В первое утро, когда зазвучала молитва на всем побережье, мы испугались. На второй день спокойно слушали, а на третий уже сами подпевали. Уезжать оттуда совсем не хотелось. Море чистейшее, и людей нет. Однако берег очень грязный, экологическая катастрофа, палатку сложно было поставить. У турок отношение к Черному морю другое, даже их дети в этом мусоре играют.

«Все проблемы мы воспринимаем не как трудности, а как приключение»

Основная трудность — долго монотонно ехать по российским дорогам. Нужен человек, который будет бодрить, делать массаж. Также надо развлекать себя как-то: аудиокниги, музыка, лекции, иногда останавливаться, чтобы размяться, сделать зарядку.

Еще одна проблема — нормально поесть. После целого дня в дороге, когда нет возможности остановиться, по приезде не хочется долго что-то готовить, ставить палатку. Надо быть готовым, что будет негде ночевать и есть, для таких случаев нужна большая машина.

Нельзя не учитывать и человеческий фактор. Можно простыть от кондиционера или отравиться едой.

Но главное, в дороге нужно уметь договариваться, нужны подходящие, проверенные люди. Не бывает идеальных отношений, нужно уметь обсуждать проблемы, приходить к общим решениям. Такие путешествия — идеальное средство, чтобы проверить друг друга. В машине не получится уйти в другую комнату, хлопнув дверью.

На бензин вообще потратили 41 000 рублей. Стоимость топлива — самая большая статья расходов для автопутешественников. Но это мы ехали на паркетнике с расходом 8,5 литра на 100 км. На больших внедорожниках расход больше. На еду потратили 20 000 рублей, на проживание — 11 000(хостелы), вся поездка — 110 000 рублей. Но это без сувениров и без дорогих ресторанов.

Самая главная мысль: не бойтесь путешествовать, не ищите себе оправданий. Когда так путешествуешь, то понимаешь, что границ нет. Границы только у тебя в голове. Ты можешь увидеть весь мир своими глазами. Нужна всего лишь машина и желание бороться с трудностями.

Я летал в Таиланд три раза — и вот это наше путешествие было круче него, это было вообще самое крутое, что я делал в своей жизни. Теперь возвращаться к стандартным видам отдыха совсем не хочется.

Список от Ромы и Саши того, что нужно для автопутешествия

Автомобиль — подготовленный к путешествию, с полным приводом.

Навигатор — если есть смартфон, устанавливаете Яндекс.Навигатор или Maps.Me. Последний можно использовать где угодно, он знает все пути и тропинки. А Яндекс.Навигатор за рубежом не будет работать. Бумажные карты уже давно не вариант. Они подходят только для фото в Instagram, а в жизни они бесполезны.

Газовая горелка — есть места, где за много километров не встречается магазинов. А ее можно везде поставить и приготовить себе еду. Такую горелку можно купить везде за 1000 рублей. Своей едой питаться гораздо дешевле, чем в кафешках, и риск отравиться не такой большой.

Палатка — не самая дешевая, которая не протекает под дождем, с хорошо проклеенными швами, качественными молниями, чтобы в нее никто не заполз. Лучше ее покупать в специализированных магазинах.

Спальники и самонадувающиеся коврики — от 6000 тысяч, для хорошего сна, мы намного лучше высыпались именно в них на природе, а не в отелях на кроватях.

Автохолодильник — туда можно загрузить молочные продукты, машина работает весь день и продукты не портятся. Иногда продукты лежали 5–6 дней, и с ними все было нормально.

Термос — желательно на два литра, фирмы «Арктика» или Stanley, они держат тепло двое суток.

Зарядки для телефонов и power bank — если останешься в глуши без телефона, то останешься без навигатора, и сотовую связь всегда иметь надо.

Чайник — когда воду набираешь в реке, ее кипятить на плитке очень долго. Чайником очень часто пользовались во время пути.

Посуда — маленькая сковородка, котелок, средняя миска, вилки и ложки в раскладных ножиках.

Фонари — налобные, противоударные, водонепроницаемые, недешевые (от 2000 тысяч рублей).

Рюкзак и сумки — нужны баулы литров на 40–60, в одном — еда, в другом — одежда и т.д. Также важно взять мешки для мусора (литров на 30–40), на природе часто будете есть, а оставлять после себя мусор не вариант.

Обувь: сапоги, кроссовки, трекинговая обувь за 8–9 тысяч, не пропускающая воду, чтобы, например, в реке мыться. А в плохой обуви на природе вы сотрете ноги и никуда не сможете сходить.

Канистры — с водой, бензином и одна про запас, на 10 литров

Аптечка — все для перевязки, йод, марля, чистые бинты, средства от головной боли, жаропонижающие, таблетки от отравления. Автомобильные аптечки — полная ерунда.

Два огнетушителя — важно следить, чтобы они не были просроченные, прикрепить их так, чтобы можно было вытащить за секунду (на хомутах у потолка справа и слева). Часто трава, которая набивается в защиту двигателя и картера, загорается на солнце.

Топор с лопатой — если машина застрянет.

Теплые вещи — с мембраной, термобелье от 2 до 5 тысяч рублей, в котором нужно спать в палатке.

Дождевики — обычные, самый дешевый спасет, за 50 рублей, или куртки непромокаемые.

Средства против клещей и комаров — в Грузии и Турции нет такого большого количества комаров, слепней, мошкары. Там, ночуя в палатке, можешь абсолютно не переживать, что тебя съедят. Например, Челябинск окружен болотами, куда ни отъедешь — найдешь огромное количество кровопийц. Ты выходишь из машины и прямо слышишь, как на тебе начинается чавканье. Там совсем не хотелось ставить палатку и готовить еду.

Фотоаппарат — запасные аккумуляторы, не лениться снимать, самое главное для путешественника — получить эмоции и поделиться ими. // Текст: Анастасия ВИНОКУРОВА // Фото: instagram.com/rodionovroma; instagram.com/kroshka_rodioshka

Поделиться статьёй