КАМБОДЖА – СТРАНА, ЛОМАЮЩАЯ СТЕРЕОТИПЫ

Наверное, нет на свете человека, который не мечтал бы о путешествиях в далекие страны. Многие в детстве зачитываются приключениями героев из романов Жюля Верна, Фенимора Купера, Джека Лондона. Экзотические земли, необычная культура других народов манят нас своей загадочностью. Одним из таких мест, которые я давно хотела посетить, было Королевство Камбоджа. И вот однажды моя мечта осуществилась.

Путешествие началось от нашего отеля в Таиланде. Три с половиной часа и вот граница с Камбоджой. При въезде нас встречает арка с надписью Kingdom of Cambodia, разделяющая два государства.

Пройдя все формальности таможенного и паспортного контроля, простояв в очереди часа два, окунаешься в совсем другой мир. Суета, грязь, шум, крики, оборванные дети, бегающие босиком, машины, груженные баулами и тюками – всё это производит шокирующее впечатление. Первый вопрос, который задает гид Тамара, немного полная, приятная молодая блондинка, при знакомстве в автобусе: «Ну что, уже пожалели о приезде сюда? Не торопитесь делать выводы». Тамара просит нашу группу описать Камбоджу в двух словах. Все выкрикивают: «Нищая, отсталая, низкие цены, геноцид, Пол Пот, война, Кампучия». Тамара только загадочно улыбалась в ответ. Как оказалось, во многом мы заблуждаемся. Вот что она объяснила: «На самом деле, далеко не всё население страны бедное, просто у них другие приоритеты. Кхмеры предпочитают вкладывать деньги в дорогие автомобили (самое распространенное авто в стране – Lexus), золото, драгоценности, так как это всегда можно продать, а вот дома, мебель, техника, фирменная одежда совсем не являются ценностью. Это связано с тем, что в Камбодже очень долго шла война, и люди готовы моментально уехать, бросив все».

Едешь по городу и наблюдаешь такую забавную картину: девушка в старенькой пижаме, но увешанная украшениями, стоящими баснословные деньги, садится за руль шикарной машины. Европейского человека это шокирует.

Приехали в Сием-Рип, город произвел приятное впечатление. Чистые, зеленые улицы, ухоженные красивые домики представляют резкий контраст с тем, что мы увидели при въезде в страну.

Сначала наша группа направилась в музей геноцида. Годы правления известного диктатора Пол Пота – страшное прошлое, о котором кхмеры стараются забыть, предпочитая никогда не говорить об этом, и даже вычеркнули этот факт из учебников истории. Если честно, это и музеем не назовешь, какие-то непонятные строения и буддистский храм. Единственное, что я запомнила – огромный стеклянный ящик, полностью заполненный черепами тех, кто стал жертвой ужасных лет войны. Эта картина в моём сознании останется на всю жизнь…

Однако жизнь продолжается… Вкусно пообедав, мы отправляемся на озеро Тонлесап (в переводе с кхмерского «большая свежая вода»). На озере видны плавучие деревни вьетнамцев. Это довольно странное зрелище. Дело в том, что во время американской агрессии во Вьетнаме тысячи беженцев переправлялись в Камбоджу и прятались на озере. Их потомки так и остались там жить. Они являются нелегалами и сходить на берег им нельзя, поэтому вся жизнь протекает на воде. Забавно смотреть, как люди передвигаются по воде с помощью очень оригинального плавучего средства-тазика. А мы в России еще на наш транспорт жалуемся.

После озера усталые, но довольные, едем в ресторан кхмерской кухни. Интерьер заведения довольно уютный, выдержанный в национальном стиле. Пахнет очень вкусно. Приступаю к дегустации. Еда менее острая, чем в Таиланде. Основа рациона кхмеров – рис и лапша. Причем рис считается главным блюдом, а не гарниром как у нас. И если жена приготовила мужу блюдо без риса, пожарив, к примеру, только мясо, он вообще не считает это за еду. Мы попробовали национальные блюда: Aмок – рыба, курица, креветки, сваренные в кокосовом молоке с карри; жареную свинину с имбирем; кисло-сладкий суп с ананасом, помидорами, рыбой и многое другое. Не всё понравилось, может, просто потому, что мы к такому не привыкли, но очень вкусным оказались натуральное кокосовое мороженое и кофе со вкусом шоколада. Ужин сопровождался представлением с кхмерской музыкой и танцами.

Во время разговора за ужином мы узнали, что в Камбодже любят праздники, и каждый из них продолжается не менее недели. Так, например, Новый год они отмечают несколько раз.

На следующий день мы отправились к основной цели нашего путешествия – храмовому комплексу Ангкор-Ват, посвященному богу Вишну. У храма три уровня, на самый верхний уровень в прежние времена имели право подниматься только цари. Считается, что на этом уровне можно обращаться к богу со своими желаниями. Гид рассказала нам байку о том, что как-то одна туристка из России загадала, чтобы Крым стал частью России. Вот и не верь в чудеса! Хотя сейчас стены храма и не украшены как раньше бронзой и драгоценными камнями, но он все равно производит впечатление чего-то великого. Мы посетили еще несколько храмов, но они казались уже обычными, по сравнению с Ангкор-Ватом. В одном из них снимался фильм с Анджелиной Джоли. Кстати, после съемок этого фильма актриса усыновила ребенка из этой страны, каждый год голливудская звезда приезжает вместе с сыном в город Сием-Рип, так как считает, что нельзя забывать свои корни. С Камбоджой связано имя еще одной знаменитости – актера Алена Делона. Он долгое время живет здесь, имеет свой бизнес: выпускает сигареты «Ален Делон» и женский виски. Всё-таки, значит, есть что-то такое, манящее в этой стране.

Поздно вечером мы приехали в отель в Таиланде. Наше путешествие подошло к концу, но как ни странно, в Камбоджу я бы вернулась еще не раз. // Анастасия ВИНОКУРОВА // Фото из личного архива автора