СААМЫ. НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ ПОЧТИ ЧУЖИЕ

СААМЫ. НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ ПОЧТИ ЧУЖИЕ

Kultur- och sameminister Alice Bah Kuhnke. Foto: Jörgen Heikki, Sameradion & SVT Sápmi

Двое из трех саамов сталкивались с расизмом – таковы данные отчета, который главный орган шведских саамов Sametinget передал правительству.

Министр культуры (она же и министр по вопросам саамов) Alice Bah Kuhnke считает, что это очень печальная ситуация. Отчет был заказан правительством (теперь уже бывшим) в прошлом году. Университет северного города Умео / Umeå, который получил это задание от Саамского парламента, передал готовые данные правительству. Отчет основан в значительной степени на веб-анкете, в которой 784 человека отвечали на вопросы, сталкивались ли они с дискриминацией или проявлениями расизма потому, что они являются саамами. 507 ответили «да» (68%), 172 ответили «нет» (33%), 69 ответили «не знаю» (9%). Среди саамов, занимающихся оленеводством, почти 90% испытали на себе расизм.

«Саам с собакой». Картина шведского художника Юхана Тирена (1853—1911)

Саамы Швеции – часть саамского народа, одно из национальных меньшинств этой страны. Численность шведских саамов составляет, по приблизительным данным, от 17 тысяч до 20 тысяч человек (при общей оценке численности саамов в Норвегии, России, Финляндии и Швеции в 70 тысяч человек). В Швеции саамы проживают большей частью в северной части страны, на территории ленов Норрботтен и Вестерботтен. Число шведских саамов, для которых родным является один из саамских языков, существенно меньше – приблизительно 6 тысяч человек. Археологические находки показывают, что на территории Лапландии саамы живут уже в течение, по крайней мере, трёх тысяч лет (в Лапландии люди стали жить намного раньше, около 8–9 тысяч лет назад, однако нет достоверной информации об этническом происхождении этого древнего населения и его связях с саамами)… Одни из первых упоминаний в документах про саамов в Шведском королевстве относятся к концу XIV века и связаны с деятельностью некой саамки Маргариты, которая занималась христианским миссионерством среди своих соплеменников. Исходя из сохранившихся документов, её деятельность получила одобрение как со стороны королевы Маргариты, так и со стороны духовенства.

Саамы. Архивный снимок.

Историю «шведской саамской политики» – политики Швеции по отношению к саамскому государству – принято делить на три этапа. Во время раннего этапа (1548–1846) эта политика по существу представляла собой локальное приложение к саамам общенациональной политики. В XVIII веке на севере Швеции наблюдалось существенное увеличение численности финских и шведских переселенцев, что приводило ко всё большему социальному давлению на традиционный хозяйственный уклад саамов; в таких условиях происходило дальнейшее обнищание саамского населения, которое и раньше никогда не отличалось достатком. Ещё одной проблемой саамов было пьянство, которое имело существенно более серьёзное отрицательное влияние на их жизнь по сравнению с аналогичной проблемой у других народов Северной Европы, поскольку алкоголь никогда не был продуктом, использовавшимся саамами, ведшими традиционный образ жизни. На втором этапе (1846–1971) в Швеции были приняты специальные законодательные акты, касающиеся саамов, в целом политику на этом этапе можно назвать этнически дискриминационной. Саамский язык в повседневном общении постепенно вытеснялся шведским (в некоторых районах – финским); а с некоторого времени и официальная политика в области образования взяла курс на полную гегемонию шведского языка (шведизацию). Политика шведизации продолжалась по существу до середины XX века. Современный период, начавшийся в 1971 году, характеризуется активной деятельностью саамских организаций и постепенным переходом политики Швеции от этнической дискриминации к этнической терпимости. При этом, если на государственном уровне рецидивов антисаамских проявлений практически нет, на бытовом уровне наследие антисаамской политики по-прежнему продолжают оставаться достаточно сильными, особенно в северной части государства. Несаамское население этой страны относится к саамам в значительной степени предвзято, а знание большинства шведов о них сводится к тому, что саамы – кочевники, пасущие северных оленей. Одной из причин такого стереотипного представления о культуре саамов связано с изъянами в школьных программах, не дающих учащимся достаточного объёма сведений о коренных народах вообще и о саамах (как и о других национальных меньшинствах Швеции) в частности[

Саамский парламент Швеции – выборный представительный орган культурного самоуправления саамов Швеции; сфера его деятельности в значительной степени ограничена вопросами, связанными с саамской культурой (включая проблемы поддержания и развития саамских языков), а также вопросами оленеводства. Секретариат парламента находится в Кируне. Начал работать 1 января 1993 года.

+++

Sameministern förfärad över rasismen mot samer

Två av tre samer har upplevt rasism – det visar en rapport som Sametinget lämnat över till regeringen. Sameministern Alice Bah Kuhnke tycker detta är sorgligt och skrämmande. Det var under förra året som regeringen beställde en rapport från Sametinget, där rasismen mot samer skulle kartläggas och synliggöras. I dagarna har Umeå universitet, som fick uppdraget av Sametinget, lämnat över rapporten till regeringen. Den bygger till stor del på en webenkätundersökning där 784 personer svarat på om de upplevt negativ särbehandling eller diskriminering för att de är samer.

507 svarade ja (68 procent), 172 svarade nej (33 procent), 69 svarade vet inte (9 procent). Ju mer öppen man är med sin samiska identitet, desto större risk att utsättas. Bland renskötande samer uppger närmare 90 procent att de utsatts av rasism – och bland medlemmar i skogssamebyar har fler än en tredjedel ofta upplevt rasism.

– Det är sorglig och skrämmande läsning. Tyvärr är jag inte överraskad. Nästa regering måste ta resultaten av den här rapporten vidare, säger Alice Bah Kuhnke.

Jörgen Heikki, Sameradion & SVT Sápmi
[email protected]

 

Поделиться статьёй