КТО СТАНЕТ ЛАУРЕАТОМ ПРЕМИИ ПАМЯТИ АСТРИД ЛИНДГРЕН? УЗНАЕМ В АПРЕЛЕ

КТО СТАНЕТ ЛАУРЕАТОМ ПРЕМИИ ПАМЯТИ АСТРИД ЛИНДГРЕН? УЗНАЕМ В АПРЕЛЕ

Россияне в числе других претендентов номинированы на премию шведской писательницы памяти Астрид Линдгрен (на снимке слева). Имя лауреата 2019 года будет оглашено в апреле.

Среди соискателей российская писательница Нина Дащевская, художники Анастасия Архипова и Александр Траугот, поэт Михаил Яснов. Всего на премию претендуют 246 кандидатов из 64 стран. Среди них есть также Российская государственная детская библиотека. Вот такая большая компания. Премия памяти Астрид Линдгрен является крупнейшей наградой за достижения в области литературы для детей и юношества. Она была учреждена правительством Швеции после смерти писательницы в январе 2002 года. Премия предполагает денежную награду в размере 5 миллионов шведских крон (порядка 500 тысяч евро).

Награда призвана привлечь внимание мира к детской и подростковой литературе, а также к правам детей. Премию может получить не только писатель или художник, но и организация, чья деятельность связана с пропагандой детского и юношеского чтения. Жюри состоит из двенадцати человек, которых назначает Национальный совет по культуре. В их числе – писатели, литературоведы, художники, критики, библиотекари. Семью Линдгрен представляет ее правнук Юхан Пальмберг… Лауреатом премии 2018 года стала американская писательница Жаклин Вудсон. Жюри премии отметило, что Вудсон «позволяет нам встретить молодых людей, которые изо всех сил пытаются справиться с их уязвимостью и найти место, где можно начать свою жизнь». Она пишет «на почти невесомом языке» и «находит уникальную поэтическую тональность в повседневной жизни, разделенной между печалью и надеждой»… А каким же человеком была сама писательница, завоевавшая поистине всемирную славу.

ЭПАТАЖНАЯ АСТРИД ЛИНДГРЕН, ИЛИ КАК ШВЕДСКАЯ СКАЗОЧНИЦА ШОКИРОВАЛА МИР

14 ноября 1907 года появилась на свет Астрид Анна Эмилия Линдгрен (урождённая Эрикссон) – «самая русская из всех иностранных писательниц», подарившая детям обаяшку Карлсона и сумасбродку Пеппи Длинныйчулок.

Семья Эрикссон. Астрид (она третья слева) с родителями, братом и сёстрами .

«ПЛОХАЯ» ДЕВОЧКА. Весёлую и независимую Астрид Линдгрен можно смело назвать прототипом её знаменитого литературного персонажа Пеппи Длинныйчулок. Несмотря на любовь к чтению и хорошие оценки, у непослушной девочки всегда были проблемы с дисциплиной: урокам рукоделия Астрид предпочитала мальчишеские забавы. «Ох, как мы умели играть! — вспоминала свои детские годы автор «Карлсона». — Мы карабкались на самые высокие деревья и прыгали между рядами досок на лесопилке. Мы забирались высоко на крышу и балансировали на ней, и стоило бы только кому-то из нас оступиться, наши игры могли бы прекратиться навсегда». Необычную страсть к играм и баловству Астрид сохранила вплоть до преклонного возраста. «Закон Моисеев, слава Богу, старухам по деревьям лазить не запрещает», — говорила знаменитая сказочница в старости, одолевая очередное дерево. А советская переводчица Лилианна Лунгина о встрече с именитым автором вспоминала: «Придя к нам, она вытащила нашего шестилетнего сына Женю из кроватки и стала с ним играть на ковре. Когда мы её провожали в гостиницу, она, выйдя из троллейбуса, так заразительно и увлечённо затанцевала на улице, что нам пришлось ей ответить тем же…»

В юности эпатажное поведение Астрид вызывало у окружающих ещё большее недоумение. В 17 лет самовольная барышня коротко остригла волосы, чем повергла в шок жителей родного городка. Вот как вспоминала об этом сама сказочница: «Люди подходили ко мне на улице и просили снять шляпку, чтобы посмотреть на мою стрижку. Некоторые восхищались моей причёской, но они были в явном меньшинстве…» Несмотря на многочисленные просьбы отца не позорить семью, Астрид даже не думала притворяться «хорошей девочкой». Девушка понимала, что с внешностью, которой одарила её природа, шансы на удачное замужество у неё невысоки, и взялась сама ковать своё счастье. Первым шагом на этом пути стала работа в местной газете на должности репортёра. Однако к 18 годам Астрид узнала, что беременна…

На снимке: Астрид Эрикссон. 1924 год.

«ОДИНОКА И БЕДНА». Имя отца своего сына шведская сказочница так никогда и не раскрыла, а многие годы бунтарка испытывала чувство вины за то, что сперва отправила маленького Ларса на воспитание приёмным родителям, а после — бабушке с дедушкой… Чтобы скрыть своё «тёмное прошлое», Астрид переехала из маленького Виммербю в Стокгольм, где было больше возможностей получить работу. «Я одинока и бедна, — писала в то время сказочница родному брату Гуннару. — Одинока, потому что так оно и есть, а бедна, потому что всё моё имущество состоит из одного датского эре. Я страшусь наступающей зимы».

В 1928 году удача улыбнулась бунтарке: директор Королевского автомобильного клуба взял её на место секретаря. А ещё через два года он же сделал Астрид предложение: «Он признался, что полюбил меня с первого взгляда и все эти два года глаз с меня не сводил. Я рассказала ему о себе всё и, конечно же, о сыне. Он ни секунды не колебался: „Я люблю тебя, а значит, я люблю и всё, что является частью твоей жизни. Ларс будет нашим сыном, вези его в Стокгольм“». Благодетеля звали Стуре Линдгрен. Конечно, для Астрид это не было любовью с первого взгляда, но она приняла предложение и до конца жизни оставалась благодарна и верна Стуре. Рядом с ним бунтарка превратилась в добропорядочную хозяйку и подарила супругу дочь Карин. Но даже это не сделало её похожей на благовоспитанных шведских мам.

«НЕДОСТАТОЧНО ПОУЧИТЕЛЬНО». Дети всегда гордились своей мамой-хулиганкой, которая с удовольствием принимала участие во всех играх. А однажды у них на глазах она запрыгнула в трамвай на полном ходу (за что её оштрафовал кондуктор). Такими же «неправильными» и «недостаточно поучительными» с точки зрения педагогов были сказки Астрид. Сперва писательница сочиняла их для своих детей, а после решилась отправить рукопись на литературный конкурс. Вскоре после победы книги шведской домохозяйки завоевали популярность во всём мире, но если у детей истории о приключениях Карлсона и Пеппи вызывали восторг, то у взрослых — опасение. Ещё бы, ведь автор занимала новую для того времени позицию в детской литературе: вместо косноязычных поучений — разговор по душам. «Детская книга должна быть просто хорошей. И всё. Других рецептов я не знаю», — защищала своё творчество Астрид. Из-за того, что Карлсон «провоцирует детей быть непослушными и вызывает страх и отвращение по отношению к няням и приходящим домработницам», во многих штатах США эта сказка оказалась под запретом. Но не в СССР: здесь выходило до 80% всех изданий «Карлсона». Сама же автор всегда удивлялась популярности своих книг на родине Пушкина и в своём письме к советским детям писала: «Наверное, популярность Карлсона в вашей стране объясняется тем, что в нём есть что-то русское, славянское».

АСТЕРОИД ЛИНДГРЕН. В восьмидесятые годы ХХ века Астрид перестала сочинять новые сказки, но не превратилась в типичную пенсионерку. Она ежедневно отвечала на сотни писем. Астрид не дожила до своего столетия всего 6 лет, но предпочитала вновь и вновь возвращаться в детство. Даже несмотря на то, что к концу жизни слух и зрение писательницы сильно ослабли, чувство юмора ей никогда не изменяло. Когда сказочница узнала, что в её честь назвали небольшую планету, то пошутила, что теперь её можно называть «Астероид Линдгрен». Когда же Астрид сообщили, что она получила звание «человека года», писательница сказала: «Я, глухая, полуслепая и почти выжившая из ума старуха, — „человек года“? На будущее советую быть осмотрительнее — как бы об этом не узнала широкая публика…» // Елена ЯКОВЛЕВА // aif.ru

Поделиться статьёй