СЦЕНЫ ИЗ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ… ЧЕМ ОНИ ИНТЕРЕСНЫ?// ТЕАТР-ФЕСТИВАЛЬ”БАЛТИЙСКИЙ ДОМ”

СЦЕНЫ ИЗ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ… ЧЕМ ОНИ ИНТЕРЕСНЫ?// ТЕАТР-ФЕСТИВАЛЬ”БАЛТИЙСКИЙ ДОМ”

Театр-фестиваль «Балтийский дом» –  это крупный театральный холдинг. Его история началась в 1936 году, когда возник Ленинградский Государственный театр имени Ленинского комсомола (ныне – Театр-фестиваль «Балтийский дом»). Основатели театра поставили перед собой непростую задачу: сделать театр современным, актуальным и интересным зрителю, сохраняя при этом лучшие традиции русской театральной школы. С первых дней своего существования «ЛенКом» стал центром современного театрального искусства  города на Неве. В разные годы здесь работали прославленные режиссеры:  Г. Товстоногов, П. Хомский, Р. Быков, Г. Опорков, К. Гинкас, Г. Яновская… На этой сцене играли знаменитые артисты: Ю. Толубеев, Е. Лебедев, Т. Доронина, Н. Ургант, О. Басилашвили, Ю. Панич, Н. Тенякова, А. Балтер, Э. Виторган, Л. Малеванная, О. Даль. «Балтийский дом» продолжил традиции своего славного предшественника, став одним из самых прогрессивных театральных коллективов города. Здесь возник первый российский ежегодный международный театральный фестиваль «Балтийский дом», первый в России фестиваль русскоязычных театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России», фестиваль моноспектаклей «Монокль».  Здесь ожидается 19 октября премьера спектакля “Сцены из супружеской жизни”, в основу которого положена одноименная киноповесть Ингмара Бергмана.

На сцене - двое, он и она, Юхан (Юрий Елагин) и Марианна (Алла Еминцева). Фото: Пресс-служба фестиваля "Балтийский дом"

На сцене – двое, он и она, Юхан (Юрий Елагин) и Марианна (Алла Еминцева). Фото: Пресс-служба фестиваля “Балтийский дом”

Спектакль Анатолия Праудина – убедительное доказательство того, что все главное в любви происходит не до, а после свадьбы. И даже не сразу, а спустя много-много лет. В основу премьеры “Сцены из супружеской жизни” положена одноименная киноповесть Ингмара Бергмана, но спектакль заметно отличается от фильма шведского классика… На сцене – двое, он и она, Юхан (Юрий Елагин) и Марианна (Алла Еминцева). Крепкая, добропорядочная семья, с двумя дочерьми, прочным достатком и репутацией счастливой пары. Видимо, потому им обоим так дики скандальные сцены в семье друзей, расспросы выросшей дочери на темы супружеского счастья и заявления о разводе, с которыми то и дело приходится сталкиваться Марианне (она юрист, специализирующийся на бракоразводных процессах). 

Режиссер не случайно выводит всех второстепенных персонажей на видео, которое то и дело возникает на заднике сцены. Ведь все, что происходит между Юханом и Марианной, – это свое, живое, настоящее. А то, что происходит у других, – чужое, как фильм на экране. И те диалоги, которые ведут со своими экранными собеседниками супруги, вслух или мысленно, – это параллельная реальность, имеющая мало общего с их правильной размеренной жизнью.

Но глухие подземные толчки уже сигналят о близких тектонических сдвигах. Марианна, узнав о наступившей беременности, хочет оставить ребенка, а Юхан к этой идее относится прохладно: типа тебе рожать, ты и решай. Она пытается расшевелить его перспективами каких-нибудь экзотических совместных турпоездок, но и это его не привлекает. И поэтому, когда Юхан объявляет жене, что в двухмесячную командировку в Париж его будет сопровождать молодая любовница, у которой он впоследствии планирует пожить еще с полгода, это уже никого из зрителей не удивляет.

А Марианна, оглушенная таким крутым поворотом в судьбе, все пытается найти, вспомнить, вычислить, когда же случилась в их благополучной жизни та не замеченная ею развилка, после которой все пошло не так.

Замечательна в этом смысле ее беседа с фру Якоби, замечательно сыгранной Маргаритой Лоскутниковой. Монолог женщины, которая подает на развод после многих лет благополучного брака, – как отражение ситуации Юхана-Марианны. “Просто у нас нет любви, – заявляет фру Якоби. – Нельзя жить без любви”.

Это правда – нельзя. Но вот как определить ее присутствие/отсутствие? Как не погнаться за обманкой? И как не просидеть всю жизнь у холодного костра, боясь перемен?

В программке к спектаклю приведена цитата из Библии – послание апостола Павла к коринфянам, то самое, где про любовь, которая “долго терпит, милосердствует и никогда не перестает”. А режиссер спектакля Анатолий Праудин заявляет: “Все наши беды от того, что мы нарушаем нравственный закон любви. Последствия этого столь же ужасны, как если бы мы вздумали нарушить физические законы. Например, гравитации. Это как прыгать с крыши: кратковременное удовольствие, возможно, и получишь, но разобьешься”.

Исполнители главных ролей признаются: “Так как мы – супруги, то для нас репетиции пьесы Бергмана стали некой профилактикой или даже иммуномодуляцией нашего брака”. // Текст: Ольга Штраус // Российская газета – Федеральный выпуск №7692 (229)

Поделиться статьёй