ЗАМЕТКИ С XX ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА РУССКОЙ ПРЕССЫ

ЗАМЕТКИ С XX ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА РУССКОЙ ПРЕССЫ

Ольга Павук, главный редактор Baltic-Course.com, Рига // На прошлой неделе в Нью-Йорке проходил юбилейный XX Всемирный конгресс русской прессы. Как всегда, на таких встречах, обсуждались насущные вопросы деятельности русскоязычных СМИ за рубежом.

В работе конгресса принимали участие издатели и главные редакторы, представляющие около 400 русскоязычных зарубежных медиа из 51 страны мира…

Расцвет изданий на русском языке в разных странах пришелся на 80-90 годы ХХ столетия. Только в США тогда приехало более миллиона человек, владевших русским и плохо понимавших английский язык. Сегодня наблюдается парадоксальная ситуация, при которой русские общины существуют, а русскоязычные СМИ в разных странах испытывают все больше проблем.

Я лишь тезисно перечислю актуальные темы, затронутые участниками конгресса в двухдневных дискуссиях…

– Газеты или сайт. Этот вопрос поднимается уже несколько лет и все еще продолжаются споры, что важнее.

– Бесплатная пресса. Газеты и журналы, живущие исключительно за счет рекламы, по-прежнему работают.

– Газеты как СМИ без регистрации. С одной стороны, такие издания выпускают амбициозные люди, с другой – иногда имеет место отмывка через такие СМИ «грязных» денег.

– Сокращение персонала и аутсорсинг. В попытках экономии бюджетов практически все зарубежные СМИ на русском языке сокращают персонал. Популярным становится аутсорсинг.

– Удаленный офис. Была продемонстрирована программа Business Network, позволяющая издателю и редактору управлять СМИ удаленно в режиме реального времени. Опять же большая экономия за счет отсутствия расходов на содержание реального офиса и оптимизация управления всем процессом.

– Издательство и сопутствующий бизнес. Выигрывают те издатели, кто сумел создать параллельный бизнес, как-то: в сфере недвижимости или в других областях. Это позволяет поддерживать финансово свои СМИ.

– Создание личного проекта. Новый проект может «выстрелить» в долгосрочной перспективе, опять же, если рядом есть другой бизнес. 

– Видео-журналы и блогеры. Журналисты или блогеры. Мнения по поводу конкуренции между профессиональными журналистами и новоявленными блогерами разделились. Профессионалы отстаивали свои позиции. Блогеры – свои. Рефери в споре может быть только читатель, зритель или слушатель.

– Журналист или бизнесмен. Тоже интересная тема. Скажем, в деловом издании статьи реального бизнесмена могут быть интереснее и полезнее, чем работы профессионального журналиста. К тому же бизнесмен не будет требовать гонорара, опять же экономия, красной нитью звучавшая в большинстве выступлений.

– Переориентация на нового читателя. Многие годы русские газеты и журналы ориентировались по большей части на эмигрантов, давно живущих в новых странах. Эта аудитория стареет и уходит. Интернет-сайты позволяют охватить вновь прибывающих молодых людей, предлагая им помощь в полезной для них информации. Новые эмигранты – беспроигрышный вариант для «поддержания штанов».

Теме фейковых новостей была посвящена отдельная сессия. Интересный анализ нового явления в сфере СМИ сделал Василий Гатов, медиа-исследователь, живущий сегодня в Бостоне. 

Василий Гатов затронул следующие темы:

Фейковые новости как термин и как феномен политической коммуникации. – Сознательное и бессознательное в Fake News. – Fake News и политика: прошлое и настоящее.

Эксперт отметил, что в последние 20 лет люди столкнулись с массовой миграцией, что привело к росту фейковых/фальшивых новостей. И самое главное, он попытался ответить на важные вопросы…

Кто виноват? – Несовершенство человеческого сознания. – Погоня за рейтингами (и деньгами). – Интеллектуальный снобизм (отказ от обсуждения реальных вещей). – Технологические компании и социальные сети. Что делать? Поскольку цензура и опровержение неэффективны, необходимо: – Восстановить доверие к традиционным институтам, в том числе к СМИ. – Вести диалог с властью. Любой.

Для преодоления информационного кризиса эксперт предлагает решать «задачу на троих»: медиа индустрии, государству и образованию. Цель СМИ – не ругать фейки, а находить источники фейковых новостей и показывать их аудитории. «Fake News процветают при плохом настроении. Давайте создавать хорошее настроение», – так оптимистично завершил свой доклад Василий Гатов.

Поделиться статьёй