«ВЕЛЕРЕЧИВЫЙ ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ»

«ВЕЛЕРЕЧИВЫЙ ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ»

Особая миссия Патриарха Варфоломея

Православные Украины с напряжённым вниманием ожидали, что лично скажет Патриарх Кирилл по поводу присылки в Киев «с особой миссией» экзархов Патриархом Константинопольским Варфоломеем.

Услышали… Во вступительном слове, открывая 14 сентября внеочередное заседание Священного Синода РПЦ, Патриарх Кирилл употребил словосочетание «так называемые экзархи». И стало ясно: Русская Церковь впредь не будет терпеть беззакония «первого среди равных» – Патриарха Константинопольского, фактически Стамбульского, которого по недоразумению всё ещё именуют Вселенским.

Теперь по порядку; с углублением… «Сегодня на повестке дня один вопрос, связанный с реализацией решения Константинопольского патриархата о направлении на Украину так называемых экзархов, – сказал Патриарх Кирилл в начале заседания, которое завершилось принятием заявления Синода РПЦ, результативная часть которого гласит: «Московский патриархат вынужден приостановить молитвенное поминовение Константинопольского Патриарха Варфоломея за богослужением и с глубоким сожалением приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата, а также прервать участие Русской Православной Церкви в Епископских ассамблеях, равно как и в богословских диалогах, многосторонних комиссиях и всех прочих структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата».

Подобные решения обычно касаются еретиков или раскольников, попирающих каноны святой Церкви или попросту их отвергающих.

Надо вспомнить, что подобный разрыв с Константинопольской церковью уже был в недавней истории. В 1996 году, после крушения Советского Союза, Фанар принял в свою юрисдикцию раскольников Эстонской православной церкви. Причина – «по настоятельной просьбе Эстонского правительства и подавляющего большинства эстонских приходов, которые просили принять их под защиту Вселенского патриархата». Формулировка лукава. «Настоятельная просьба правительства» – это политическая акция, не имеющая отношения к внутрицерковной проблематике.

Константинопольская церковь, как мы понимаем, по уставу не является политической организацией. Ссылка же на «большинство приходов» лукава вдвойне. Большинство приходов раскольнической структуры (именуемой «Эстонская апостольская православная церковь») насчитывает около 7 (семи) тысяч человек. Но приверженцами Московского патриархата РПЦ являются 170 тысяч! Московский патриархат в 1996 году разорвал евхаристическое общение с Фанаром. Разрыв длился всего несколько месяцев (февраль-май) и после серии переговоров, когда был достигнут некий компромисс, евхаристическое общение было восстановлено. При этом Московский патриархат не признал церковные структуры Константинопольского патриархата в Эстонии в каноническом достоинстве автономной православной церкви.

Очевидно, что Константинополь на Украине пошёл схожим путём, опираясь на желание политиков и раскольников. Вспомним, в апреле 2018 года президент Порошенко подписал Обращение к Варфоломею о предоставлении Томоса (указа) «об автокефалии Православной Церкви в Украине», которое поддержала Рада и главы двух не признанных вселенским православием структур – УПЦ КП (филаретовский раскол) и УАПЦ (революционные самосвяты). Каноническая церковь Украины – Украинская Православная Церковь Московского патриархата (УПЦ МП) – открестилась от Обращения. Заявление архиереев УПЦ, под которым стоят подписи всех присутствовавших, гласит: «Имеющийся канонический статус вполне достаточен для того, чтобы Украинская Православная Церковь плодотворно совершала свою миссию среди народа Украины. Попытки изменить этот статус приведут только к ограничению прав и свобод, которыми наделена наша Церковь, имея права широкой автономии. К тому же, эти попытки не вылечат, а только углубят раскол как в украинском Православии, так и в украинском обществе в целом». Более того, участвуя 14 сентября в заседании Синода РПЦ по скайпу, митрополит Онуфрий высказался по поводу появления двух «экзархов»: «Действительно, оба так называемых экзарха Константинопольского Патриарха прибыли в Украину. Один назначен вести переговорный процесс со стороной так называемого патриарха Филарета, другой — со стороной «митрополита» Макария, главы “Украинской автокефальной православной церкви”. Мы с ними не встречались и встречаться не намерены, потому что они сюда приехали без нашего благословения. Как представители канонической Церкви в Украине мы с ними общаться не будем…».

В итоговом Заявлении Синода употреблено выражение «небратское поведение Константинопольской Церкви» наряду с «незаконным вторжением».

Последнее – лексика войны. Действительно, Константинопольский патриархат, по крайней мере, начиная с ХХ века, ведёт поистине хищническую войну, прихватывая или пытаясь прихватить всё, что плохо лежит в мире.

+++

В историческом обзоре Заявления Синода РПЦ упомянуты неканонические действия Константинопольской церкви 1923 года по представлению автокефалии православным церквям Польши, Финляндии, Эстонии. Упомянуты политические интриги Фанара и фактическое поощрение им гонений на РПЦ в России со стороны большевицких властей; отмечена и наглая попытка низложить святителя и исповедника Патриарха Московского и всея России Тихона.

Тогда Патриарх Григорий VII (вероятно, образец для Варфоломея) взялся за уврачевание раскола, учинённого обновленцами с подачи ВЧК-ОГПУ, и вознамерился послать в Москву «особую миссию, уполномоченную изучать и действовать на месте на основании и в пределах определенных инструкций, согласных с духом и преданиями Церкви». При этом Патриарх Григорий советовал, чтобы Патриарх Тихон «ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал Собою, немедленно удалившись от управления Церковью». Патриарх Тихон выразил протест и отверг все нелепые инициативы Фанара. Но Григорий не внял и прислал в Москву своего представителя архимандрита Василия (Димопуло), «экзарха», можно сказать, который, как заметили современники, жил по принципу «вера без денег… мертва». И все те беззакония свершались Патриархом Григорием под предлогом, что «Вселенский Патриарх, признаваемый на Востоке главой всего православного народа, ясно показал своими действиями расположение к советской власти, которую он признал». Не просто признал, а пожелал получить свою долю при уничтожении РПЦ. А для начала захотел возобновить получение доходов с Константинопольского подворья в Москве (храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках). Василий (Димопуло) ездил и на Украину к раскольникам УПАЦ, в 1928 был избран на их сборище «почётным членом президиума». И всё им удавалось. До поры до времени. Печальна их участь.

+++

«Первым среди равных» Константинопольский Патриарх остался и после того, как Константинополь пал в 1453 году, потому что так было удобно султану и его администрации управлять покорённым народом. Через «первого среди равных» восточные патриархи лишь и могли общаться с Верховной Портой, без воли константинопольского собрата патриархи Иерусалима, Антиохии или Александрии не могли занять свои кафедры, стать кандидатами. Их земли также оказались в многовековой турецкой оккупации. Свободной от оккупантов и иноверческих влияний в XV веке остались лишь две православные церкви – Русская и Грузинская. Поэтому совсем не случайно Москва названа провидцем Третьим Римом.

Таковым – Третьим Римом – Москва и остаётся, пусть пока и сокровенно, но уже не только на метафизическом уровне. Отсюда у мировой закулисы и феноменальная ненависть к Русской Церкви. Именно Церковь всякий раз поднимает Русь казалось бы из праха…

Не исполнен ещё Божий замысел о святой Руси.

+++

Следует сказать, – кому-то покажется неожиданным, – что Константинопольский Патриарх уже почти век, с 1924 года, вероятно, предан анафеме. Кем? Своими предшественниками.

Дело в том, что Константинопольский Патриарх Иеремия II, отвечая в 1583 году Римскому папе Григорию XIII отказом принять новый календарь, не просто уклонился от этой его затеи. Он созвал большой поместный Константинопольский собор и принял особый документ, в котором для начала вновь были осуждены и анафематствованы католические догматы и обычаи (филиокве; причащение мирян только Телом Христовым и не причащение мирян Кровью Христовою; служение литургии на опресноках; учение о том, что Христос будет судить только души во втором пришествии без тела; учение о чистилище; главенство папы Римского и индульгенцию), а затем анафеме были преданы все, кто примет григорианскую пасхалию и григорианский календарь. В этом документе (Сингилионе) участники Собора призвали всех верных твердо стоять за православную веру, до пролития крови и до смерти, сохраняя догматы и каноны Православия.

+++

Соборным постановлением от 23 февраля 1924 года в Константинопольской Церкви был официально принят новоюлианский календарь. Календарь изменён и, таким образом, все принявшие его и продолжающие его использовать в литургической жизни, похоже, подпали под анафему своих предшественников. Уточним, что новоюлианский календарь изобретён в ХХ веке. В отличие от григорианского календаря в новоюлианском со счёта времени выбрасывается не 3 суток в 400 лет, а 7 суток в 900 лет и 2800 год будет полностью совпадать с григорианским.

Святая Гора Афон не приняла революционных нововведений Константинополя, использует по-прежнему юлианский календарь. Это обстоятельство, наряду с другими, в том числе и с приверженностью Константинопольской патриархии экуменизму, и с разрешением вторых браков священникам, и вторжение на канонические территории других Церквей позволяет вспомнить, что изначально Афон не был в церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха. В VII веке император Константин Погонат передал Афон в вечную собственность населяющим его монахам.

Пока Афон молчит. Его голоса ждут монашествующие и миряне.

Известный поэт иеромонах Роман (Матюшин) пишет о Варфоломее как о волке в овечьей шкуре: В гордыне папской всесвятейший трон! // Понтификат стамбульский! Докатились! // Молчит ревнитель чистоты Афон, // Ужели все в молитву углубились? // Долготерпи́т Господь, да больно бьёт. // Кто сеет ветер, пожинает бурю. // Зачем же Церковь к пропасти ведёт // Велеречивый волк в овечьей шкуре?

Чем владеет Фанар, если не считать Афона? Набором религиозных структур, ряд из которых имеет сомнительную каноничность. К слову о Фанаре. В XVI веке, при Патриархе Иеремии II, Константинопольский патриархат был некоторое время бездомным. Золото на строительство церкви св. Георгия в центре Фанара Иеримия получил в Москве, из казны царя Феодора Иоанновича, из рук его первого советника Бориса Годунова…

+++

В Заявлении Синода содержится предупреждение: «В случае продолжения антиканонической деятельности Константинопольского патриархата на территории Украинской Православной Церкви мы будем вынуждены полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом…»

Вероятно, что без серьёзного вразумления Фанар не одумается, уверенный, что процесс, им запущенный «необратим и будет доведен до конца». Очевидно, что Варфоломей исполняет миссию беззаконника, говорит знакомый священник.

Православные Украины готовятся к худшим вариантам развития событий. Готовы к новым пещерам.

Митрополит Онуфрий благословляет так: «Не бойтесь ничего, будьте тверды в своей любви к Богу, храните чистоту Православной веры, которая является дорогой, ведущей к Богу. Любите друг друга, терпите друг друга, помогайте друг другу. Зло пройдет, а добро будет жить вечно. Если мы будем все терпеть, жить в любви ко всем и друг к другу, то никакое зло нас не победит. Бог есть Бог силы. А зло силы не имеет. Живём с Богом и будем радостны, счастливы и благословенны!» // Олег Мономах [«Столетие»]

Поделиться статьёй