МНЕНИЕ: КРЕМЛЬ ПОДАВИЛ ОППОЗИЦИЮ С ПОМОЩЬЮ СЕКРЕТНОГО ИНСТРУМЕНТА

МНЕНИЕ: КРЕМЛЬ ПОДАВИЛ ОППОЗИЦИЮ С ПОМОЩЬЮ СЕКРЕТНОГО ИНСТРУМЕНТА

 <Текст: Виктор Мараховский, фото: AP Photo> Возможно, вы не заметили, но в субботу по России прошла всероссийская акция против власти. Статистика по городам-миллионникам следующая: Москва – 1,5 тысячи, Петербург – 1,5 тысячи, Екатеринбург – от одной до двух тысяч, Уфа – одна тысяча, Пермь – тысяча, Челябинск – от 500 до одной тысячи, Новосибирск – 400 человек, Самара – 250, Красноярск – 300, Ростов-на-Дону – 250, Казань – 200, Омск – 200, Волгоград – 200, Нижний Новгород – 50, Воронеж – об акции ничего не известно.

То есть, если считать по максимуму, десять тысяч по всей стране. Правда, малое количество участвовавших душ восполнилось качеством. Если судить по словам участников акции в Москве, протестовали общественные сливки: студенты и старшеклассники с хорошими лицами, будущие экономисты и архитекторы, лингвисты и журналисты, владельцы собственных интернет-ресурсов. В общем, то, что можно назвать российским медиаклассом (не в смысле «все они работают в СМИ», а в том смысле, что они ведут сверхактивную публичную жизнь в медиапространстве – постят фото, стримят [сленговое название прямых трансляций на видеохостингах. — «РС»] видео и комментируют политику, коррупцию, несменяемого Путина и разрушенную экономику, мгновенно становясь экспертами по любой горячей теме).

Правда, даже от этого класса на улицу вышли какие-то мелкие доли процента, никак не сопоставимые с миллионными аудиториями свободолюбивых ютьюб-каналов. И репортеры свободолюбивых СМИ признавались в эфире, что «не чувствуется задора, энтузиазма и организованности». Вопрос: в чем причина такого перепада? Сами свободолюбивые медиадеятели поясняют: потому что все безнадежно. Потому что власть в стране захватил ничтожный левиафан государства, с которым не договоришься. [Левиафан –морское чудовище, упоминаемое в Ветхом Завете. Слово «левиафан» стало нарицательным для обозначения чего-то, поражающего своими размерами и силой. – Прим. «РС»].

Вот, например, деятель номер один рассказывает о том, как удачно свалил из страны один из юных лидеров протеста, потому что бессмысленно бороться: «Егор поехал домой, покидал вещи в рюкзак и уехал за границу. Он поступил в престижный университет, будет учиться в Америке. Нынешний левиафан ничтожный и беспонтовый. Глупо лучшие годы тратить на отсидку в российской колонии». А вот деятель номер два полемизирует. По его словам, надежда есть – сменятся поколения, и придут новые, более либеральные начальники, любящие свободу: «Власть презираема публикой лишь за то, что позволяет себя презирать. Власть в сознании интеллигенции настоящая тогда, когда она наконец заслужит ненависть. В этом презрении к некровожадности, к обыденности, к повседневности и тоскливости власти – все горе русской интеллигенции и вся безбудущность России. <…> Да только в этой тоске и бескровности и есть надежда. Позвольте им вас не вешать. Не пытать. Дайте им, пожалуйста, так же хорошо о вас заботиться, <…> чтобы тихо уйти всем вместе. Видимо, для России будет лучше, чтоб в Останкине и в Кремле нашли себя уже какие-то совсем другие новые люди. Ибо настоящая свобода, как и плесень, растет там, где тепло и комфортно».

Иными словами – перед нами диспут о капитуляции. То есть о смирении так называемой гражданской элиты перед властью. Она, власть, с данной элитой (на свободолюбивых митингах зовущей себя неубедительно «народом», а на своих ресурсах «обществом» или «публикой») не воюет даже – и не беседует всерьез. Власть просто походя предлагает этой гражданской элите на выбор: быть хорошими мальчиками и встраиваться – либо печально ползать по олигархам и выпрашивать у них «на документальные проекты и телеграм-каналы».

Но самое главное и интересное – в другом. И те, кто ноет по поводу своего поражения перед ничтожным левиафаном; и те, кто чает пришествия новых либеральных начальников – все они по какой-то странной причине считают, что главная задача власти в России – это вести с ними диалог. Заботиться о них – в хорошем или дурном смысле. Обеспечивать «гражданскую элиту», она же медиакласс, каким-то специальным обхождением. Они думают, что главное в жизни власти – это отношения с ними (в форме «с обществом» или «с лучшими людьми общества»). Поразительно, но эти люди, строча о политике и о власти десятилетиями, ухитряются пропускать мимо восприятия саму природу власти в России. Между тем главная задача власти в России формулируется просто: организация жизнедеятельности на гигантском пространстве с переменчивыми условиями. С поправкой на глобальную нестабильность – политическую, экономическую, военную, климатическую, демографическую и какую угодно. А общение с «избранной публикой» – медийной или бизнесовой – всего лишь одно из побочных занятий, интересных власти только по ходу решения главной задачи. И ровно настолько, насколько это необходимо для организации жизнедеятельности мегапространства. Отдельные чиновники могут «избранной публике» сочувствовать и даже быть мысленно с ней – но российская власть как организм от природы заточена под другое.

Почему, кстати, у «избранной публики» такой перекос в восприятии – тоже примерно понятно. Это у нас традиционно самая благополучная, самая избавленная от ответственности и потому самая по-мещански страстная прослойка. Она – в отличие от скованного жизненной необходимостью большинства – неистово креативит над своей частной жизнью (потому что может себе позволить). И как следствие – переносит свой горький бытовой фрейдизм на политику. То есть искренне «общается с властью» в категориях доминирования, подчинения, самоактуализации и любви с заботой. Ищет в государстве то родителя, то любовника, то жертву, то строгую госпожу. И ее собственное неумение увидеть в родном государстве то, чем оно на самом деле является, – и есть главный секретный инструмент Кремля в «борьбе с оппозицией».

Поделиться статьёй