БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА, ИЗДАННАЯ НА ТРЁХ ЯЗЫКАХ

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА, ИЗДАННАЯ НА ТРЁХ ЯЗЫКАХ

Стокгольм. Пресс-служба «Русского Салона». // Члены «Русского Салона» побывали по приглашению митрополита Шведского и Скандинавского Клеопы в Свято-Георгиевском соборе – кафедральном соборе Шведской и Скандинавской митрополии Константинопольского Патриархата на презентации уникального издания.

В соборе при огромном стечении прихожан и гостей прошла служба и состоялась презентация издания «Божественная литургия св. Иоанна Златоуста» (текст на греческом, шведском и английском). Среди гостей были глава общества «Русский Салон» в Стокгольме Людмила А. Турне, урожд. кн. Демидова-Лопухина и члены «РС» Людмила Сутягина, Рафаил Померо и Геннадий Мартынов. Здесь же присутствовали присутствовали послы Турции, Кипра, Греции, представители шведской, сирианской, грузинской, румынской, сербской, русской зарубежной церквей, а также католической церкви и других христианских конфессий.

Литургия Иоанна Златоуста (греч. Η Θεία Λειτουργία του Χρυσοστόμου) — чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в бо́льшую часть дней богослужебного года в православной церкви. Авторство традиционно приписывается святителю Иоанну Златоусту, Константинопольскому архиепископу. Литургия Иоанна Златоуста состоит из трёх последовательных частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Проскомидия (греч. προσκομιδή, «принесение», «подношение», от προσκομίζω, «приносить») — подготовительная часть литургии. Перед проскомидией священнослужители читают входные молитвы, облачаются и омывают руки. Затем иерей произносит: «Боже, очисти меня, грешного, и помилуй меня!» Диакон обыкновенно испрашивает благословения у священника: «Благослови, Владыко!». На жертвеннике приготовляется Святые Дары: хлеб (просфора) и вино для совершения евхаристии. Хлеб (Евхаристический Агнец) возлагается на дискос с помощью копия, вино вливается в потир. Далее совершается каждение жертвенника и покрытие потира и дискоса покровами. Священник благословляет дары.

Литургия оглашенных. Диакон, испросив благословения у священника («Благослови, Владыко!»), читает ектению (общую молитву о благополучии Церкви и государства), которая начинается со слов: «Миром Господу помолимся!». Прихожане отвечают возгласами «Господи, помилуй!». Затем следуют антифоны, повторяющие пение псалмов (Пс. 102, 145), чередующиеся с пением гимна Единородный Сыне. Далее поются Евангельские заповеди о блаженствах, после чего торжественно вносится Библия. Хор поёт тропари и кондаки по уставу. Далее следует пение трисвятого, чтение «Апостола» (предваряется прокимном) и «Евангелия» (предваряется аллилуарием – это часть литургии, состоящая в неоднократном пении Аллилуйя со стихами из Псалтири, предваряющая чтение Евангелия). После чтения Писания обязательно следовала проповедь, однако ныне проповедь отодвигается на конец богослужения и превращается в напутственное слово. Затем следует ектения об умерших и оглашенных, а также отпуст оглашенных («оглашеннии, изыдите»).

Литургия верных начинается с благодарения и славословия Богу. Затем снова следует ектения, после которой поётся херувимская песнь, во время которой диакон производит каждение храма, а Святые Дары с жертвенника торжественно перемещаются на престол. После пожелания мира отодвигается завеса с Царских врат и исполняется Никео-Цареградский символ веры. Священник благословляет прихожан, начиная анафору, при которой большая часть молитв читается тайно. Затем читается Отче наш. Первыми в алтаре причащаются священнослужители. После открываются Царские врата, и диакон выносит Святые Дары для причащения народа, который встаёт в очередь и складывает крестообразно руки на груди. Затем исполняются благодарственные молитвы и псалом 33, после чего следует отпуст с раздачей антидора верным.

Прим.: антидор от греч. άντί — «вместо» и δωρον — «дар» — вместодарие. В Православной церкви раздаваемые верующим в конце литургии части просфоры, из которой на проскомидии вынимается Агнец.

Поделиться статьёй