ГОД ШАЛЯПИНА: ПРИГЛАШАЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ГОД ШАЛЯПИНА: ПРИГЛАШАЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Дом-музей Ф.И. Шаляпина в Санкт-Петербурге приглашает всех-всех-всех на День открытых дверей в воскресенье, 15 апреля 2018 года. Вдруг кто-то из вас в это время окажется на «брегах Невы»…

В программе — две специальные экскурсии (в 13.00 и 15.00) и презентация небольшой, но очень дорогой для музея выставки. 145-летнему юбилею великого певца посвящены новые экспозиции: «Две «Хованщины» Федора Шаляпина» и «Шаляпин — Король Филипп». Презентация выставки начнется в 15.30 с мини-концерта, в котором выступит солистка Академии молодых певцов Мариинского театра, сопрано Алена Гурьева, и продолжится показом отрывков из документальных фильмов «Федор Федорович Федоровский», «Хованщина» (фильм-опера, 1959), «Хованщина» (видео постановки 1979 года). Вход свободный!

Экспозиция «Две «Хованщины» Федора Шаляпина» посвящена двум ярчайшим работам певца в опере Мусоргского «Хованщина»: 1911 года в Мариинском театре и 1913 года в «Русских сезонах» С. Дягилева. В 1911 году по настоянию Шаляпина «Хованщина» была впервые поставлена на сцене Мариинского театра. Шаляпин выступил не только как певец, но и соавтор сценографии и режиссуры. Он привлек к оформлению спектакля своего друга и верного соратника Константина Коровина, руководил артистами и мимансом вместе с режиссером П. Мельниковым. По мнению директора Императорских театров В.А. Теляковского, Шаляпин-режиссер «был отличный, имел особую способность все просто, толково, логично не только объяснить, но каждому показать, как именно надо делать». Певица Н. Комаровская, подруга Коровина, в свою очередь, вспоминает, как художник, происходивший из старообрядческой семьи, описывал Шаляпину старые церковные обряды, читал наизусть молитвы. Вместе они намечали внешний облик Досифея, будто сходящего с древнерусских икон: величавого, сурового, с горящим пронзительным взглядом. В 1913 году Сергей Дягилев решил поставить «Хованщину» в рамках своих «Русских сезонов». Он предложил И. Стравинскому и М. Равелю сделать новую редакцию партитуры и оркестровку. Стравинский также досочинил финальный хор. Еще одним «козырем» Дягилева был Шаляпин, с которым был заключен договор на исполнение партии Досифея. Шаляпин потребовал оставить редакцию Н. Римского-Корсакова, и его сцены пришлось оставить в старой, знакомой певцу версии. Постановку оформил молодой художник Федор Федоровский, ученик Коровина, обладающий экспрессивным, почти авангардным стилем. На выставке представлены эскизы Коровина и Федоровского (на снимке эскиз Федоровского) из фондов Музея театрального и музыкального искусства, в том числе из коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских.

В экспозиции «Федор Шаляпин — Король Филипп» представлены фотографии Ф. Шаляпина в роли Короля Филиппа II в опере Верди «Дон Карлос» (1917, Большой театр), автозарисовка из собрания Музея театрального и музыкального искусства. Впервые в музее можно будет увидеть костюм Шаляпина в этой роли, предоставленный Театральным музеем им. А.А. Бахрушина (Москва). За более чем сорокалетнюю карьеру Шаляпин лишь несколько раз выходил на сцену в роли Короля Филиппа. Его дебют состоялся в 1906 году в театре «Казино» в Монте-Карло, через год — в Берлине. Впервые в России Шаляпин исполнил партию Короля Филиппа в «Доне Карлосе» лишь в революционном 1917 году (10 февраля) в Большом театре, а в Петербурге — в Народном доме прямо под залпы Авроры. Впоследствии артист не мог говорить об этом спектакле вне контекста революционных событий в России. 

Экспозиции «Две «Хованщины» Федора Шаляпина» (в концертном зале музея) и «Шаляпин — Король Филипп» (в центре основной экспозиции) будут открыты для широкой публики до 1 июля 2018. Осмотр — по входному билету в музей.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Графтио, 2б. Проезд: Станция метро «Петроградская», автобусы №№ 1, 25, 46; троллейбус № 34. 

Музей Ф.И. Шаляпина (на снимке) был открыт 11 апреля 1975 года в последней петербургской квартире певца. Здесь, на Аптекарском острове, в доме 2 «Б» по Пермской улице (ныне ул. Графтио), великий певец прожил с 1915 по 1922 год, отсюда же он навсегда уехал за границу. Квартира и имущество были оставлены на попечение секретаря и верного друга И.Г. Дворищина. В 1927 году советское правительство обвинило артиста в помощи белоэмигрантам, лишило звания Народного артиста республики и запретило въезд в Россию. Квартиру на Пермской начали уплотнять, а оставшиеся вещи отошли новым жильцам. К счастью, большую часть имущества Дворищин собрал в своих комнатах, прежде служивших Шаляпину будуаром и спальней. В начале Великой Отечественной войны жильцы квартиры, в том числе и семья Дворищина, были эвакуированы, но сам Исай Григорьевич остался. Зимой 1942-го он умер от голода. Ценой его жизни была сохранена большая часть личных вещей Шаляпина. Сотрудники Театрального музея вывезли архивные материалы и небольшие предметы в музей, а остальное опечатали. Уже после войны наследники Дворищина передали музею мебель, картины, предметы декоративно-прикладного искусства.

Дальнейшая судьба шаляпинской квартиры драматична. Как и большинство перенаселенных петербургских коммуналок, она являла собой удручающее зрелище: закопченные потолки, прожженные буржуйками паркетные полы, отстающие от стен грязные обои, вереницы электрических счетчиков. В 1960-х было принято решение о создании музея Ф.И. Шаляпина. Музейщики, настоящие энтузиасты своего дела, взялись за работу. Были воссозданы интерьеры и декоративное убранство квартиры. Слуги Шаляпина, домоправительница Полина Ивановна Хвостова и ее муж Николай Николаевич, повар, которые в деталях помнили «как было», помогли с расстановкой мебели, развеской картин и прочим. Фонд музея быстро пополнялся. Дети Федора Ивановича передали хранителям письма, фотографии, личные вещи артиста, некоторые картины, а ленинградские театры предоставили костюмы, афиши и предметы обстановки шаляпинской грим-уборной. В 1975 году экспозиция была открыта для посетителей. Однако при Советской власти имя Шаляпина не фигурировало в названии, официально музей именовался отделом «Русский оперный театр». На вывеске имя Шаляпина появилось уже в годы перестройки с подачи Раисы Максимовны Горбачевой.

В феврале 1998 года, к 125-й годовщине со дня рождения Ф.И. Шаляпина, после семилетнего капитального ремонта и реставрации, музей вновь стал доступен для широкой публики. Были восстановлены прихожая, столовая, спальня, большая и малая гостиные, а также воссоздан уголок грим-уборной артиста в Мариинском театре. Главные события жизни и творчества Шаляпина отражены в экспозиции письмами и фотографиями, афишами и программами, его личными вещами и предметами быта, живописью и рисунками, театральными костюмами и эскизами декораций к спектаклям, в которых играл Шаляпин. Также в музее хранится коллекционное оружие, подаренное певцу Максимом Горьким. Особый интерес представляют живописные работы выдающихся художников А. Головина, К. Коровина, А. Яковлева, изображающие Шаляпина в жизни и на сцене. Знаменитый портрет кисти Б. Кустодиева (1921) также находится в экспозиции. Шаляпин очень любил этот портрет и увез его с собой за границу. В 1968 году дочери певца Марфа и Марина передали портрет в дар Театральному музею.

Поделиться статьёй