ГОРЕЧЬ «ЗИМНЕЙ ВИШНИ». НЕ ДАЙ БОГ НИКОМУ ПОЗНАТЬ ЕЁ ВКУС

ГОРЕЧЬ «ЗИМНЕЙ ВИШНИ». НЕ ДАЙ БОГ НИКОМУ ПОЗНАТЬ ЕЁ ВКУС

Журналист и архитектурный критик Григорий Ревзин о смертельной опасности центров, приглашающих взрослых «пошопинговать» и развлечься, а заодно отдохнуть от детей…

Трагедия в Кемерове поставила перед обществом множество вопросов. Начали обсуждаться темы, которые до этого от обычных граждан были далеки. Теперь, приходя в торговые центры, люди прицельно ищут пожарные выходы, изучают схемы эвакуации, которые раньше не замечали. А на просторы Интернета широко выплеснулась давняя дискуссия среди узких специалистов: безопасны ли торгово-развлекательные центры в принципе, даже если все противопожарные правила там будет строго исполнять? Оказывается, единого ответа на этот вопрос у экспертов нет. И есть принципиальные противники такой формы торговли. Их аргументы могут быть излишне радикальными, но, тем не менее, знать о таких точках зрения тоже полезно, чтобы приподняться над привычными рамками. Григорий РЕВЗИН, столичный интернет-журналист и архитектурный критик, в своей статье «Давайте запретим строительство торговых центров в городах» рассказал, что в свое время покинул градостроительный совет Москвы именно потому, что выступал против выдачи разрешений на строительство многочисленных ТЦ. Вот его мнение…

«Все поражаются тому, как в Кемерово такое количество детей остались без взрослых, почему учительница посадила класс в кино и пошла за покупками, почему родители оставили детей одних в ТРЦ и т.д. Но ведь это же предусмотрено форматом торгового центра. Весь смысл подобных заведений в том, чтобы создать поток семейного посещения, разделить детей и родителей (для этого существуют комнаты анимации, кинотеатры, катки и т.п.), чтобы взрослые отправились хотя бы на пару часов в торговой зону и чтобы они не могли там чего-нибудь не купить».

Дело в том, продолжает свою мысль Григорий Ревзин, что торговые центры зарабатывают с потока посетителей и потому прикладывают все силы для его интенсификации. И, с точки зрения торговли, важно, чтобы выходы были как раз не на виду. Чтобы, пока человек не пройдет весь этаж, ему ничто не напомнило о возможности покинуть его а, наоборот – вот на глаза попался еще один привлекательный отдел, затем еще один…

«Там сталкиваются три разных протокола. Противопожарный требует максимальной скорости эвакуации и максимального количества выходов. Но протокол антитеррористической безопасности требует затруднения входа и проверки каждого входящего. А протокол охраны от воров требует затруднения выхода, замедления на выходе и возможности проверки. И поэтому «лишние», с точки зрения наблюдения за людьми и товарами, входы-выходы просто не могут не мешать при обычной работе ТЦ. Потому их и закрывают».

Кроме того, для привлечения внимания покупателей (в особенности для часто приходящих туда постоянных клиентов), требуется постоянное обновление интерьера, создание так называемых «визуальных событий».

«Это бесконечный поток временных экспозиций, временных материалов, аттракционов, появление новой мебели, новых отделок. Они – временные, а поэтому должны быть дешевыми. А дешевые материалы чаще всего пожароопасные. Плюс тонны пожароопасной упаковки самих товаров, в основном из пластика. Для того, чтобы люди могли безопасно находиться в таких местах, они должны быть обучены, внутренне сконцентрированы, как на опасном производстве. Но покупателям-то продают не напряжение, а релаксацию, развлечение, расслабленность, комфорт», – подчеркивает Григорий Ревзин.

Четвертая опасность, о которой предупреждает эксперт, – расположение развлекательных площадок, аттракционов и так далее. В России запрещено строить детские сады высотой больше двух этажей. Именно потому, что при пожаре детей из высоких зданий спасти невозможно, и сами они выбраться из них не могут. Но первые-то этажи – самые «проходимые» покупателями, и, соответственно, самые дорогие для сдачи в аренду. Поэтому так много в стране торговых центров, где детские площадки расположены на верхних, «дешёвых» этажах. Ведь дети – не основная целевая аудитория ТЦ. Они скорее вспомогательный ресурс, который помогает увеличивать продажи товаров и услуг родителям и повышает коммерческую эффективность предприятия.

Григорий Ревзин предлагает вообще запретить строительство крупных торгово-развлекательных центров в черте городов. Он ссылается на опыт Германии или Италии, где такие предприятия вынесены за городскую черту именно для ограничения людского потока. Вполне вероятно, что это слишком радикальное, эмоциональное решение, когда вместе с водой выплескивают и ребенка. Но создавая правила для таких ТРЦ, его аргументы полезно выслушать. И отправляясь в очередной раз за развлечениями и покупками, особенно с детьми, об опасности, таящейся в каждом ТРЦ, тоже стоит помнить.

«Понятно, что эта «Зимняя вишня» не могла бы сгореть так страшно и быстро, если бы не самые разнообразные нарушения техники безопасности, халатность руководства и проверяющих. Да, многие охранники и билетеры сначала расслабились, потом решили не допускать паники, а в итоге – испугались и убежали. Работать в торговые центры вообще редко идут самые решительные и умные люди – это особая специализация. Реально важно то, что само устройство под названием «торгово-развлекательный центр» очень опасно, потенциально – смертельно опасно, хотя продается и подаётся оно как место отдыха от напряженных будней»…

Источник: https://snob.ru/profile/5326/blog/135678

Поделиться статьёй