ЕЛЕНА ФАКЕЕВА. ТЕМА «УМРУТ ЛИ БУМАЖНЫЕ СМИ? ЕСЛИ ДА, ТО КОГДА И ПОЧЕМУ?»

ЕЛЕНА ФАКЕЕВА. ТЕМА «УМРУТ ЛИ БУМАЖНЫЕ СМИ? ЕСЛИ ДА, ТО КОГДА И ПОЧЕМУ?»

На сайте «Русского Салона» проходят блиц-практику студенты-журналисты Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета. Красноярск, Россия. Им на выбор было предложено несколько тем для эссе.

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕЛЕНА ФАКЕЕВА. ТЕМА «УМРУТ ЛИ БУМАЖНЫЕ СМИ? ЕСЛИ ДА, ТО КОГДА И ПОЧЕМУ?»

[Памятник читателю газет]

Издательства массово закрывают печатные версии своих журналов и газет и переходят на интернет-платформу. Падение спроса обусловлено тем, что больше не нужно бежать в ларёк за очередным новым номером. Поменялась экономическая система в России, изменились технологии. За тем, что тираж печатные изданий сокращается, стоит еще множество проблем, таких как: отказ субсидирования печатных изданий государством, сниженная оперативность материалов, трата денег, «западная тенденция»: издания на Западе массово отказываются от печатных изданий. Все это очевидные вещи, которые не нужно объяснять. Я же хочу по пунктам показать, что печатные СМИ не умрут полностью, они просто будут видоизменяться.

Начнем с очевидных явлений. Будущее у печатных СМИ все еще есть, потому что еще живо то поколение, которое привыкло к такому формату. Не обязательно иметь пенсионный возраст. Достаточно людей и среднего возраста, которые активно пользуются Интернетом, но все еще покупают газеты, потому что им так удобнее. Возможно, это какой-то ритуал: каждое утро или вечер подходить к киоску и покупать газету.

К этому же относятся подписки «по привычке». Например, нам двадцать лет приходила эта газета по почте, зачем отказываться от нее сейчас? Не нужно ломать голову, где черпать информацию о происходящем. Это явление можно назвать «лояльностью к изданию».

Привычка относится не только к подписке на газету или журнал, но и к привычке чтения материалов. Читать с монитора неудобно. Бумагу ничто не заменит, даже электронные чернила. Чтение с монитора компьютера или телефона моментально посадит зрение до минус десяти. Ходить в очках никому не хочется.

Поэтому еще одной причиной, почему печатные издания не умрут, это то, что восприятие длинных текстов значительно легче воспринимается на бумаге, чем на экране. Это позволяет вчитаться и вникнуть в материал, обратить внимание на детали. Газеты и журналы – идеальная платформа для распространения аналитических материалов. Да, одно время был бум так называемых лонгридов – больших материалов, посвященных какой-либо проблеме, содержащих не только текст, но и мультимедийные элементы. Однако порой достаточно просто текста для осмысления информации. Кстати, чтение длинных текстов полезно для мозга.

Еще один из аргументов в пользу того, что печатные издания все еще будут жить, это то, что найти ошибку в их материалах гораздо сложнее, чем в интернет-ресурсе. Жесткий рабочий график и требование оперативности к журналистам интернет-изданий приводит к тому, что порой у них нет времени на перепроверку материала. Конечно, это их не оправдывает, но прецедентов много, даже среди настоящих профессионалов. У газетчиков времени на проверку больше, а материалы – продуманнее и глубже.

Всё же есть местности, где нет доступа к какой-либо информации. Несмотря на то, что в мегаполисах активно обсуждаются современные технологии, ставятся новые вышки сотовой связи, а количество wi-fi роутеров в доме скоро превысит население Китая, в России до сих пор есть места, в которых не слышали о телефонах, а по телевизору не идет ни одного канала, либо показываются только федеральные: «Первый» и «Россия -1». Для них газета – единственный источник информации. Людям, в первую очередь, интересно узнать о том, что происходит в их местности, а уже потом, что происходит где-то. Хотя, наверное, слухи оперативнее, чем газета.

Отличие печатных СМИ от интернет-изданий, как ни странно, это их доступность. Это относится как нельзя лучше к корпоративным и бренд-изданиям, формирующим образ и имидж компании. Смесь маркетинга, PR и журналистики – то удачное сочетание, которое позволяет крупным предпринимателям говорить о себе, и подают они это именно в печатном виде. Вспомним те самые журналы Аэрофлота, которые можно найти в кармашке кресла или журналы, лежащие на столике какой-либо кофейни. Самый распространенный и актуальный пример: газета СФУ «Новая университетская жизнь».

Восточные издания пытаются возродить газету с помощью использования виртуальной реальности. Японская газета Tokio Shimbun https://youtu.be/2ouW5W_tMbg расширила возраст своих читателей, не вводя новые полосы в печать. При наведении к какой-то новости экрана телефона новость из взрослой превращалась в адаптированную для детей. Нужно ли это на самом деле, вопрос спорный, однако такие случаи привлекают внимание и удерживают печатные издания на пике популярности в азиатских странах.

Таким образом, можно уверенно заявить, что печать еще не скоро «умрет». Ее функции видоизменяются, но сама форма остается почти неизменной. Газеты и журналы не умирают, они просто трансформируются. Экономические издержки и падение популярности из-за доступности других видов СМИ подталкивают их к этому. Пройдет еще лет 20, и возможно приведенные факты не оправдают себя, мы, может быть, и не вспомним, как выглядела настоящая газета. Не стоит переживать из-за этого, ведь в мире существует еще много форм подачи информации, которые будут не хуже. // Елена ФАКЕЕВА

Поделиться статьёй