РАЙКИН ПРОТИВ МЕДИНСКОГО

РАЙКИН ПРОТИВ МЕДИНСКОГО

Им про финансовые нарушения, а они – про «свободу творчества» и свою исключительность…

К такому излюбленному приему вновь и вновь стали прибегать некоторые отечественные деятели культуры, как только Фемида начинает интересоваться их злоупотреблениями в расходовании государственных средств. Сначала такую тактику использовал режиссер Кирилл Серебренников, у которого в «Гоголь-центре», обнаружили многомиллионные хищения и в результате чего он был помещен под домашний арест, а на этот раз под подозрение попал московский театр «Сатирикон» Константина Райкина. В ответ на проверку его театра прокуратурой худрук вдруг почему-то выступил с требованием… «урезонить» руководителя совсем другого ведомства – министра культуры. Выступая в эфире либерального телеканала «Дождь» Райкин заявил, что уверен, будто прокурорские проверки – «месть» лично со стороны министра культуры Владимира Мединского. «Он не может мне простить моего высказывания на съезде Союза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и боролся против несправедливых решений, касающихся «Сатирикона», — пожаловался Райкин. Однако непонятно, какое отношение имеет министерство культуры к проверкам со стороны совсем другого ведомства – прокуратуры, которая следит за правильностью расходования государственных средств? Ведь, как известно, этот правоохранительный орган министерству никак не подчиняется и его глава – Владимир Мединский, конечно, никаких распоряжений насчет «Сатирикона» отдавать прокуратуре не мог, даже если бы очень этого захотел. Однако обиженный руководитель «Сатирикона» не унимается и обратился к «высоким властным инстанциям, которые находятся над министерством культуры» с просьбой «урезонить» министра. «Ну, давайте, дорогие друзья, – потребовал от них Райкин, – как-то урезоним нашего министра, который просто целенаправленно, планомерно вредит государственному театру, которому скоро исполнится 80 лет, который создал Аркадий Райкин, которым я руковожу 30 лет. У этого театра есть очень серьезные заслуги, мне кажется, перед отечественной культурой», – отметил он. Постойте, но причем здесь «заслуги»? Причем здесь его отец, замечательный и любимый народом советский сатирик Аркадий Райкин, который «создал театр 80 лет назад»? Ведь речь идет о злоупотреблениях в театре, которые вершатся, как подозревают правоохранители, в нем сегодня, а не 80 лет назад. И вообще, зачем министру культуры, который по своей должности заинтересован в прямо противоположном – его успешном функционировании – «целенаправленно вредить театру»? Поэтому жалобы и упреки Райкина вызвали в минкульте искреннее недоумение. «Заявление о шести прокурорских проверках, которые, по словам Райкина, были организованы министерством с целью «запугать» руководство театра, по меньшей мере абсурдно», – сказал заместитель министра Александр Журавский. Он пояснил, что проверок было не шесть, а две, и проводились они, чтобы разобраться в сложной финансовой ситуации в «Сатириконе». Кроме того, у министерства вызывают озабоченность показатели эффективности работы театра (заполняемость зала, количество показов). В результате проверок, сообщил Журавский, выявлены серьезные нарушения и конфликт интересов со стороны руководства «Сатирикона». В частности, выяснилось, что в некоторых случаях получателями государственных денег оказывались организации, связанные с директором и художественным руководителем театра. «Об этом Константин Аркадьевич почему-то упомянуть забыл», — заметил замминистра. Он подчеркнул, что ведомство не только не посягает на строительство театра, но и неоднократно напоминало руководству «Сатирикона» о необходимости ускорить реконструкцию. Каждый год простоя, по словам Журавского, ведет к дополнительным расходам федерального бюджета, из которого за три года «Сатирикону» уже выделили около 115 миллионов рублей. При этом он отметил, что министерство никак не может влиять ни на контролирующие, ни на правоохранительные органы. А проверки театра «Сатирикон» проводились «по сигналам Национального антикоррупционного комитета», а вовсе не министерства культуры.

В ходе этих проверок было выявлено достаточно большое количество нарушений, особенно «в части наличия конфликта интересов со стороны руководства театра» (что в переводе на обычный язык свидетельствует о банальной коррупции). «Никакого посягательства на строительство нет, потому что строительство не ведется, инвестиционный контракт, которому насчитывается уже 10 лет, к сожалению, не реализуется. При этом, как мы уже говорили, есть личная заинтересованность руководства театра, поскольку доли в этом инвестконтракте принадлежат двум руководителям театра», — уточнили в ведомстве. Журавский заявил, что в Минкультуры в марте прошло заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и регулированию конфликта интересов. На этом заседании поднимались вопросы наличия у руководства «Сатирикона» конфликта интересов. «Райкин и [директор театра] Полянкин не пришли на заседание, прислав адвокатов… К ним было не меньше вопросов, чем к тем, кто их прислал», – добавил он. Руководство театра в лице Райкина и Полянкина просило принять меры по урегулированию конфликта интересов по вопросу строительства «путем отчуждения принадлежащих им долей участия в уставных капиталах организации». Александр Журавский заявил, что Минкульт не планировал предавать это огласке, но планы изменило выступление художественного руководителя театра Константина Райкина. Но в ответ на это, казалось, убедительное разъяснение Райкин снова пришел в ярость. «Он лгун, как и его начальник», – сердито заявил он, комментируя РБК высказывания Журавского. Словом, вместо аргументированного ответа – снова оскорбления. А ведь ситуация более чем ясна: речь идет о «конфликте интересов» (т.е. о коррупции) и о нарушениях в театре, чем заинтересовался Антикоррупционный комитет, что никакого отношения к творческой работе коллектива не имеет. Причем тут министр культуры, которого Райкин обвиняет в «мести»? Ясно, что ни при чем, а попытка худрука «Сатирикона» поставить себя выше всех проверок и заявления о том, будто прошлые «заслуги» театра и его основателя ставят его сегодня выше любых подозрений, выглядят как открытое и агрессивное давление на правоохранительные органы, как попытка помешать расследованию. С такими агрессивными нападками на власть и на тех, кто думает иначе, с заявлениями о том, что творческая элита, а точнее, либеральная тусовка, к которой он принадлежит, находится вне критики Райкин, выступает уже в первый раз. В прошлом году на VII съезде Союза театральных деятелей России он заявил: «Меня очень тревожат – я думаю, как и вас всех, – те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, наезды на искусство, на театр, в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна – дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества».

«Словами о нравственности, Родине и народе, и патриотизме прикрываются, как правило, очень низкие цели, – считает Райкин. – Не верю я этим группам возмущенных и обиженных людей, у которых, видите ли, религиозные чувства оскорблены. Не верю! Верю, что они проплачены. Так что – это группки мерзких людей, которые борются незаконными мерзкими путями за нравственность, видите ли».

Хороша логика! Те, кому не нравится то, что ты делаешь в искусстве, кто открыто об этом говорит или публично против этого протестует, кто тебе не аплодирует и не кричит «браво!», непременно – «мерзкие люди»? А если кто-то говорит о нравственности, Родине и народе, то это непременно означает, что он «прикрывает этим низкие цели», что он «проплачен»? Неужели заслуженный артист и в самом деле считает, что в нашей стране нет людей, кто говорит об этом искренне, исходя не из низких, а высоких целей? Что у нас нет искренних патриотов, и тех, кто горячо любит свою страну не за деньги, кто готов за нее жизнь положить? Уж не по себе ли он судит? Кстати, в сети на призыв Райкина «урезонить министра» пользователи ответили однозначно: урезонить давно пора его самого… // Андрей Соколов || 17.11.2017 || Специально для «Столетия»

ГЛАС НАРОДА: КОММЕНТАРИИ НА сайте stoletie.ru

Геннадий Букингемский. 18.11.2017: «Всё 37-й год ругаем? А ведь такие райкины уже тогда бы глумились над русской культурой, а потом бы в 41-м продали бы Гитлеру Москву с потрохами, если б не крутые к ним меры.

Ляпкин-Тяпкин: Когда в первый раз прочел новость про проверку в «Сатириконе» и комментарии самого Райкина по этому поводу, и в частности этот его пассаж («Это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник министр культуры Владимир Мединский»», то мгновенно вспомнил бессмертную классику нашего кинематографа «Свой среди чужих, чужой среди своих», диалог Шилова с Каюмом – «Бай, собак! Лицо камча бил! … Халат не был у меня, халат не был! Честное слово, у меня халат не был! Каждый шакал халат носит, я целый год без халат ходил!» (в роли Каюма – К. Райкин. – Прим. «РС».) Так дико смешно стало что я даже фильм еще посмотрел, наверное, как минимум, в 50-й раз в жизни. Тузик: «Что за театр мог создать Аркадий Райкин 80 лет назад? В то время он был молодым, только пробивающимся на сцену (и ищущим свой образ) артистом. И что общего у театра, созданного отцом, с тем, что делает сын? Я понимаю – цирк на Цветном бульваре, которым руководит сын Юрия Никулина. Сохранил, развивает, сам только администратор. Уважение.

ИльяС: «По-моему, наши эстеты от искусства просто зажрались! Не нравятся ему наши законы – пусть едетв Америку, Китай. Израиль наконец… То есть туда, де его законы устраивают. Или пусть Павленскому в Париж позвонит, поддержит в борьбе с парижской кровавой полисней»…

Неравнодушный: «Мне, как производственнику, хорошо знакомо: финансовая дисциплина, распределитель финансов и ответственность за целевое использование. Отсюда и вопросы, какую цель преследовал Минкульт выдавая деньги? Под чью ответственность? В промышленности составляется договор, определяются обязанности сторон, выполнение подтверждается актом и только после этого производиться оплата. То, что за короткий промежуток времени на страницах «Столетия» выходит не первая статья о финансовых злоупотреблениях в кругу творческих, говорит о неблагополучии в театральном сообществе. В советское время четко определялась роль работников творческого цеха в духовном, патриотическом воспитании советских людей. Какая идея вдохновляет работников искусства, выразил К. Райкин – деньги. Отсюда и их цель – заработать как можно больше, средства не важны. Отсюда аморальность некоторых видных деятелей. Слаб человек, особенно когда вокруг так много соблазнов и бесконтрольность. А для этого нужна если не цензура, то при полном отсутствии самоцензуры, самоограничения, обязателен контроль.

Сергейка: «Простые (не народные) получают невысокие зарплаты, зато их руководители и административные помощники жируют, не считая денег: осваивают деньги государства, которое в лице чиновников от культуры щедро (не верю, что не без пользы для себя; команды там подбирают руководители под себя, а бессребреники там не в почёте) раздаёт якобы на ту культуры, под которой уже давно ими понимается только личное благосостояние и свои честолюбивые планы. Когда же артисты задают вопросы о повышении зарплат, то следуют ответы о скряге-государстве, не заботящемся о своих «детях», ссылки на гигантские затраты на Крым, а то и вообще о необходимости сокращении трат на оборону. Давно пора приступить к расчистке этих авгиевых конюшен. Впрочем, не только в культуре… Трудно им жить в России: ну и пожалуйста вслед за «всенародно известным» художником – в Париж. Там под мостами рядом с местными бомжами всем гигантам мысли места хватит».

Татьяна: «Покиньте страну, которую вы ненавидите».

Ярослав: «С Райкиным пусть следствие разберётся, а вот к Минкультуры серьёзные вопросы возникают. Главный из них: зачем государственные деньги бросают на псевдотворцов, а не тратят их на Дома культуры, библиотеки, кружки и т.д. для самых широких слоёв населения?»

Share this post