НИКОЛАЙ КОБЕЛЬКОВ — ЧЕЛОВЕК-ЧУДО

НИКОЛАЙ КОБЕЛЬКОВ — ЧЕЛОВЕК-ЧУДО

     

Его принимали на ура в Швеции, Норвегии, Германии, Австрии, Италии, Америке. История сибиряка Николая Васильевича Кобелькова весьма поучительна. Он был инвалидом, но многим казалось, что он не знал об этом: такая работоспособность была не доступна и здоровякам.

Николай родился 22 июля 1851 года в городе Вознесенске Оренбургской губернии и был семнадцатым ребенком в семье Василия Кобелькова, тамошнего градоначальника. Огромным потрясением для родителей стало то, что ребенок родился развитым, но полностью лишенным конечностей, если не считать короткой культи, торчавшей из правого плеча. Однако это совсем не помешало ему проявить массу незаурядных способностей, обрести семейное счастье и обеспечить достаток своей семье!

Оправившись от шока, Кобельковы пригласили для консультаций именитых докторов, одним из которых был Теодор Бильрот, знаменитый хирург того времени. Профессора пришли к мнению, что предположительно, имела место так называемая «спонтанная ампутация», когда конечности отмирают еще в утробе матери. С Николаем случилось худшее: он потерял руки и ноги, осталась лишь маленькая культя на месте правой руки. Николай рос как обычный ребенок и был особенно любим родителями. В два года мальчик поразил домашних, научившись ходить на культях. С годами его мастерство постоянно совершенствовалось, он не переставал удивлять окружающих. Николай настолько хорошо научился пользоваться культей, что мог самостоятельно одеваться, пить, употреблять пищу. Учителя не могли сдержать восторга, отмечая его интеллект и остроумие, а духовный наставник дал совет незамедлительно приступить к обучению письму. Под руководством священника Николай зажимал перо между щекой и культей и выводил на бумаге слова. Красота и четкость написания вызывали всеобщее восхищение, и даже сегодня его почерк поражает стройностью и аккуратностью. Молодой Кобельков никогда не унывал по поводу телесного несовершенства. Он был доволен жизнью, с удовольствием рыбачил, принимал участие в охоте и даже катался на тройке! Николай обвивал поводья вокруг затылка, придерживал их культей, и по свидетельству современников, был в состоянии отлично править лошадьми.

Достигнув восемнадцатилетия, Николай стал работать в Балбуке, на золотых приисках Оренбургской губернии. Он занимался ведением платежных ведомостей и расчетных книг, прекрасно справляясь с обязанностями. Но на службе состоял недолго – в 1870 году произошло поворотное событие в его судьбе. Известный продюсер и режиссер Берг, увидев молодого человека на ярмарке, пригласил его в Санкт-Петербург для выступления в театре. 10 августа 1871 года двадцатилетний Николай впервые появился перед публикой. Спустя некоторое время, он не только успешно выступал во многих городах России, но и гастролировал по Европе. Его сценические номера не отличались замысловатостью и легко могли быть исполнены обычным человеком. Однако от самого Николая они требовали столь значительной ловкости и умений, что неизменно вызывали у зрителей восхищение и восторг. Один из гастрольных туров Николая проходил в Вене, где Кобельков выступал на сцене театра Кляйна (позднее кинотеатр «Кристалл») и у Августы Шааф в парке Пратер.

Именно здесь молодой Николай безумно влюбился в молодую и миловидную сестру Августы – восемнадцатилетнюю Анну Шарлотту Вилферт. В 1876 году должна была состояться церемония бракосочетания, однако евангелическая церковь в Вене затягивала с разрешением, а затем и вовсе отказала, ссылаясь на физическую неполноценность жениха. Молодая пара вынуждена уехать в Будапешт, где Николай и Анна получили одобрение и смогли благополучно пожениться. Во время свадебной церемонии новобрачная подошла к алтарю с избранником на руках, а потом поставила его на подушку рядом с собой. Обручальное кольцо жених надел на палец невесты зубами, а его кольцо она положила в кожаный мешочек, висевший на шее суженого. В планах были путешествия по Европе с собственными представлениями, а Отто Вилферт, брат Анны, стал антрепренёром. Когда жена забеременела, Николай ужасно боялся, что ребенок родится с теми же отклонениями. Поездку пришлось прервать и отправить Анну в Вену, где она оставалась вплоть до появления Александра – первенца в семье Кобельковых. К счастью, ребенок родился абсолютно здоровым, и молодая семья смогла продолжить гастрольные выступления. За Александром последовали Отто, Николай, Пауль, Эрнст и Елена, — всего у Кобельковых родилось пятеро сыновей и дочь. Пока дети были маленькими, они учились в школе венского Пратера под присмотром родственников Анны, а после завершения обучения сопровождали родителей в поездках и выступлениях. Постепенно семья разрасталась. Отто, брат Анны, смог уйти в отставку, а Кобельковы успешно продолжили гастроли по Европе.

Попробуем представить типичную ярмарку того времени… Торговые ряды и лавки, шум и смех, толпы гуляющего народа. У входа в театральный балаган стоит приветливая, симпатичная женщина, а рядом с ней молодой человек. Это Анна и Александр Кобельковы. Во весь голос они зазывают любопытствующий народ на представление: «Почтеннейшая публика, не пропустите! Перед вами выступит феномен столетия — «человек-обрубок»! Мужчина без рук и ног, рост 80 сантиметров, вес 60 килограммов, продемонстрирует вам свои уникальные способности»! И Николай демонстрировал. Во время выступления он рисовал картины, которые тут же продавались, исполнял вместе с сыном акробатические номера, развлекал публику оригинальными трюками. Гвоздем программы был смертельный номер, в котором Кобельков выбирался из клетки с живым львом. В 1882 году известная цирковая семья Барнула и Бейли пригласила Кобельковых в Америку, где целый год они успешно выступали с гастрольной программой. Когда в конце столетия братьями Пате был изобретен кинематограф, Николай тут же оценил его выдающиеся перспективы и снял про себя фильм, который так и назывался — «Kobelkoff». Николай свободно говорил по-немецки и по-французски, мог изъясняться на итальянском, английском, венгерском и чешском. В 1906 году Николай приобрел первый участок (Praterparzelle, 117) в знаменитом венском парке Пратер и стал вкладывать средства в его развитие. Был построен «Парижский манеж», проект которого Кобельков увидел на всемирной выставке в Париже и немедленно выкупил для парка. Здесь же разместились новые аттракционы, балаганы, горка для катания на санях. Так был заложен первый камень в фундамент благополучия семьи Кобельковых.

Но жизнь по-прежнему проходила в постоянных гастролях. Новые приобретения требовали расходов, а денег порой катастрофически не хватало. Старший сын Александр, которому исполнилось 24, на некоторое время стал основным кормильцем семьи. Тем не менее, Кобельковы смогли выкупить еще несколько участков парка и постепенно превратиться из артистов в обеспеченных буржуа. В 1912 году, во время парижских гастролей от апоплексического приступа скончалась Анна, любимая супруга Николая. Ей был 61 год. Для Кобелькова это была трагическая и чрезвычайно тяжелая утрата. Он писал: «Она была лучшим, благородным существом, которое когда-либо жило в этом мире, она пришла в мою жизнь как ангел, чтобы дать мне высшее счастье». Анну похоронили в Вене, в фамильном склепе евангелического кладбища. С тех пор Николай Кобельков больше не путешествовал. Он удалился на покой и жил в кругу семьи, окруженный детьми и внуками. Здесь, 19 января 1933 года в возрасте 82 лет он умер, на 20 лет пережив жену. В России он больше так и не побывал. На похоронах основателя семейного бизнеса собрались многочисленные родственники и самые известные люди Европы. Потомки Николая Кобелькова до сих пор живут на доходы от венского парка Пратер.

Такова история этого удивительного человека, в жизни которого каждый день являлся примером величайшего мужества и стойкости, истинным торжеством силы духа над недугом. Он не только имел великолепную семью, вырастил здоровое и счастливое потомство, но упорным трудом смог на долгие годы обеспечить потомкам безбедное существование. Его пример – яркое и наглядное подтверждение: нет ограниченных возможностей, у каждого есть способности, которые можно и нужно реализовывать!

 

Share this post