ПРАВОСЛАВИЕ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

ПРАВОСЛАВИЕ КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Русская Православная Церковь всегда особо возносила молитвы о защитниках Отечества, благословляя воинское служение как совершенное исполнение Христовой заповеди о готовности к подвигу и самопожертвованию «за други своя». О тысячелетнем духовном союзе Церкви, православного государства и его важнейшего института – армии, о необходимости возрождения миссионерской проповеди среди военных размышляет генерал-майор Александр Владимирович ЧЕРКАСОВ – кандидат военных наук, профессор Военного университета Министерства обороны РФ, член Центрального совета ООД «Россия Православная», председатель попечительского совета регионального некоммерческого благотворительного общества фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «Омфор».

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! С этой благой вести началось для России и русского народа восхождение к вершинам той великой материальной и духовной культуры, наследниками которой мы с вами являемся. Именно в Православном учении о спасении и бессмертии души заключена генетическая природа российской государственности и культуры России, её военные силы. Тысячелетняя Россия, её военная организация, её великая культура стоят на высоконравственном духовном фундаменте Православия. Если внимательно всмотреться в историю России после прихода на её земли христианской веры, то просто нельзя не увидеть огромную духовную и нравственную силу Православия, определившего внутреннее содержание всего процесса становления и развития российской государственности, формирования и воспитания устроителей, патриотов и защитников России. Именно Православие и Русская Православная Церковь сформулировали, например, высшую идею и высший смысл ратного служения и воинского подвига: «За Русь святую! За веру православную!» Затем эта идея, пронесённая через века, превратилась в чеканную формулировку: «За Веру, Царя и Отечество!» Когда было разрушено это триединство, порушена православная вера, отвержен православный государь-император, то и Отечество не устояло – Россия пала…

Высшие иерархи Русской Православной Церкви всегда стояли на страже нравственности, справедливости и правды, а князья и цари претворяли православные христианские идеи в государственной жизни. На каждом историческом этапе становления и развития России рядом с выдающимися государственными деятелями почти всегда мы видим не менее крупную фигуру митрополита или патриарха, будь то Киевская или Московская Русь, Русское царство или Российская империя. Митрополит Михаил вдохновлял на подвиги князя Владимира. Дмитрия Донского воспитал святитель Алексий, а благословил на Куликовскую битву преподобный Сергий Радонежский. XVI век в истории России мы вполне можем назвать эпохой Ивана Грозного (1530–1584) и митрополита Макария (1482–1563) – замечательного церковного и государственного деятеля…

Михаил Романов восстанавливал и обустраивал Россию после Смутного времени и польской интервенции под духовным руководством патриарха Филарета. Патриарх Никон сделал всё, чтобы подвигнуть Алексея Михайловича Романова и Богдана Хмельницкого на объединение России и Малороссии (Украины). Православная вера и любовь к Отечеству объединяли церковных и государственных мужей России в многотрудной деятельности по её строительству, защите и укреплению.

Всматриваясь подобным образом в историю России, в деяния ее устроителей и защитников, мы видим не только духовную и нравственную силу Православия, но и его огромное  объединяющее и политическое значение для становления российской государственности, формирования и воспитания важнейших государственных институтов и в первую очередь Вооруженных Сил. При этом особо необходимо подчеркнуть, что Православие не шло дорогой крестовых походов католичества и лютеранства, его оружие всегда было высоко духовным и нравственным, как и его победы. Любой крупный этап отечественной истории тому наглядное подтверждение.

В Смутное время грамоты патриарха Московского и всея Руси Ермогена (1530–1612), вдохновлявшие на борьбу с польскими интервентами, хотя и стоили святителю жизни, но помогли сплотить народ и сформировать ополчение. Русские люди, не выдержав притеснений Православия, вновь пошли в бой за Русь святую. Как и во времена Куликовского сражения, Православие и Церковь выступили силой, мобилизующей народное сопротивление, как коллективный патриот Отечества. Победа русского ополчения под водительством князя Пожарского и гражданина Минина над многочисленным сильным врагом предварялась и сопровождалась мощным религиозным подъемом народа и воинства. Еще В. Ключевский заметил: «Когда государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнущей земли». И впоследствии большинство войн, в которых участвовала Россия, велись под лозунгами за православное Отечество, за Православие, за освобождение братьев по вере от гнета инославных поработителей.

ИСТОКИ НАШИХ ПОБЕД – В ВЕРЕ. Яркий образец воздействия православных идеалов на воинов дает обращение Петра I к войску перед Полтавским сражением: «Воины, пришёл час, который решит судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и Церковь…иИмейте в сражении перед собой правду и Бога, защитника вашего…» Весьма показателен тот факт, что при всём противоречивом, неоднозначном и иногда недопустимом отношении Петра к Церкви, устраивая армию и флот России по европейскому образцу, начиная от организационно-штатной структуры до вооружения и формы одежды, поручая их обучение иностранным «военным специалистам», – он оставил дело духовного воспитания в руках православных священнослужителей, ибо считал дух воинов решающим условием победы. Основу известного труда английского психолога Норманна Коупленда «Психология солдат» составляет положение о том, что «…моральное состояние – это вопрос жизни и смерти. Им нельзя пренебрегать. …Армия не разбита, пока она не прониклась сознанием поражения. Поражение – это заключение ума, а не физическое состояние…» Заметьте, что речь идет о «заключении ума». Человека нельзя победить до тех пор, пока он сам этого не признает. Его можно физически уничтожить, но не победить, если жив его дух. Так, например, было с Евпатием Коловратом или защитниками Брестской крепости, которые погибли, но не были побеждены. Об этом же говорил Наполеон, утверждая, что «русских солдат можно уничтожить, но не победить»…Совершенно исключительным примером создания и укрепления духовной мощи российского воинства на основе Православия является А.В. Суворов. Великий полководец беспредельно верил в Россию. В основе суворовской «Науки побеждать» лежит признание господства духа над материей. В православной пере видел он корни и истоки всех своих побед. Все приказы и наставления Суворова проникнуты глубокой верой в Бога: «Чудо-богатыри! Бог нас водит: Он нам Генерал!»; «Помилуй Бог! Мы – русские, Богу помолимся: Он нам и помощник»; «Будем всегда служить Верою и Правдою России и сим посрамим врагов наших!»; «Мы – русские, с нами Бог!» Неоднократно Суворов говорил и писал: «Дух укрепляй в вере Отеческой Православной; безверное войско учить, что железо перегорелое точить». Молитвами готовил генералиссимус свои войска к сражениям, во всех блистательно побеждал и всегда при этом утверждал, что всякая победа есть дар от Бога. «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, – и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно», утверждал непобежденный никем и никогда наш гениальный полководец. Составленная им лично тетрадь «капральских бесед» начиналась советом: « Молись Богу: от Него победа!», затем следовал текст обязательной для каждого солдата молитвы: «Пресвятая Богородице, спаси нас! Святителю отче Николае, чудотворче, моли Бога о нас!» и далее шло поучение: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай». Суворов требовал доброжелательного отношения к побежденному противнику, пленным и раненым солдатам врага, мирному населению противоборствующей стороны. В его приказах можно прочитать слова: «С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства», побежденным «давать пощаду, они такие же люди, грех – напрасно убивать». Это особенно впечатляет на фоне известных примеров совершенно противоположного характера. Когда в 1799 году французские войска взяли турецкую крепость Яффа, император Наполеон Бонапарт приказал расстрелять пленных янычар, которых было более трех тысяч. В том же году в Индии англичане, захватив Серингапатам, столицу Майсурского княжества, уничтожили более тридцати тысяч ее защитников. В 1809 году, овладев после длительной осады испанским городом Сарагоса, французские войска уничтожили более пятидесяти тысяч человек, в том числе тридцать тысяч мирных жителей. Характерно, что при этом именно английская и французская печать того времени больше всего публиковала измышлений о варварстве русских войск. Как не вспомнить слова Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк.6, 41-42). Ни одного, без исключения, боя и сражения Суворов не начал без молитвы. Сама мысль взять крепость Измаил считалась безумной всеми, но только не Суворовым. Отработав действия войск на макете крепости, Суворов приказал: «Сегодня – молиться, завтра – поститься, послезавтра – победа или смерть!» Совершив молебен, войска приступили к штурму. Впереди шел священник с крестом. Крепость пала. Участники штурма, глядя при дневном свете, куда они с боем, под огнем взобрались, искренне изумлялись, как это им удалось. Ни одна армия, ни один полководец не совершали подобного Альпийскому походу Суворова. Это ярчайший образец победы духа над физическими возможностями человека. Генерал Массена, который пытался запереть Суворова в Альпах, уже став одним из лучших маршалов Наполеона говорил, что «отдал бы все свои походы за один Швейцарский поход Суворова». Сам генералиссимус считал, что только несокрушимая вера в Божий промысел, помогла ему и войску совершить невозможное для обычного человека. «Один десятерых своею силою не одолеешь, помощь Божия нужна!»

Всё вышеизложенное подтверждается документально и главное во всем этом – искренняя и горячая вера Суворова и ревностное исполнение Божиих заповедей. Источник суворовского гения – в уповании на Бога, в несокрушимости его православной веры, его духовных сил и принципов. Необходимо напомнить об интересном историческом факте: точно установлено, что после смерти генералиссимус Суворов никогда не исключался из списков русской армии. Настало, видимо, время более настойчиво ставить вопрос о причислении Суворова к лику святых воинов России. Убедителен и пример адмирала Российского флота Федора Федоровича Ушакова, не проигравшего ни одного из сорока трех проведенных им морских сражений, причем в большинстве из них противник превосходил его количественно. Но корабли Ушакова носили имена христианских святых, на них был установлен монастырский порядок. Напутствуя экипажи, он говорил: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!» Ни один корабль под его командованием не был потерян, ни один моряк не попал в плен. Он же наносил урон противнику великий… «Как непобедим был великий воин адмирал Ушаков силой молитвы и предстательством перед Богом в битвах с врагами видимыми, так и мы вместе с ним будем теперь непобедимы в невидимой брани за величие, достоинство и процветание нашего Отечества», – сказал об адмирале Ушакове после его канонизации в лик местночтимых святых в Санаксарском монастыре (Мордовия) в 2001 году патриарх Московский всея Руси Кирилл. В октябре 2004 года Ф.Ф. Ушаков был причислен Архиерейским собором РПЦ к лику святых для общецерковного почитания.

Православная идея была главной в манифесте императора Александра I к русскому народу в 1812 году: «Да встретит враг в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном – Палицына, в каждом гражданине – Минина». Простое и ясное обращение Александра I к самому главному идеалу русского народа – Богу и Правде дало небывалый всплеск патриотизма. Шестисоттысячная армия захватчиков была измотана, истощена всенародным сопротивлением оккупантов, разгромлена и с позором изгнана из пределов России, сам Наполеон чудом избежал плена. Наполеон не знал героев земли Русской, но уже после первых боёв спросил, о ком же говорил Александр I. Можно лишь догадываться, что подумал «непобедимый» император, получив разъяснения. Патриотизм – в самой сути Православия, которое призывает любить земное Отечество и считает это исполнением заповеди Христа «возлюби ближнего, как самого себя» Православная Церковь трактует патриотизм как духовное свойство и проявление божественной природы в человеке и обществе. «Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу…», – проповедовал святитель Феофан Затворник. Именно такое представление Православия о любви к Отечеству и является объективным основанием утверждать, что на протяжении тысячелетия православная вера и Русская Православная Церковь воспитывали в нашем народе и воинстве высокое сознание патриотизма, чувства высокого воинского долга и жертвенного служения Отечеству. Далеко не случайно в годы Великой Отечественной войны были востребованы образы великих русских святых и полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, адмирала Федора Ушакова. И также не случайно после десятилетий гонений были возвращены из тюрем и лагерей священнослужители, открыты храмы, разрешены богослужения, официально разрешена и восстановлена деятельность Русской Православной Церкви. Только обращение к великому прошлому, к образу Святой Руси и ее святым смогло в нашей официально атеистической стране всколыхнуть, поднять и объединить на всенародную борьбу с врагом все слои общества в годину тяжкого испытания. Советский Союз выстоял, несмотря на полное превосходство гитлеровских полчищ в начальный период войны, и потому, что народ сохранил эту внутреннюю готовность защищать Родину. Перед лицом смертельной угрозы объединились люди разных взглядов и убеждений, у них была одна Россия и они её защищали вместе. Необходимо отметить, что эта тема показательна по отношению и к нашему времени. И сегодня Русская Православная Церковь видит в подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны величайшую святыню: День Победы, 9 Мая, введен в церковный богослужебный календарь.

Этот факт особенно впечатляет на фоне усилий ряда политических и общественных деятелей, представителей культуры под различными предлогами умалить роль и значение Великой Победы, пересмотреть итоги войны, когда многие представители так называемой «творческой» интеллигенции топчут, грязнят, оплевывают подвиг народов Советского Союза в смертельной схватке с фашизмом. Эта позорная и постыдная позиция излагается часто в средствах массовой информации и даже проникает в учебные программы школ и вузов. Это просто недопустимо. В России патриотизм всегда занимал особое место в самосознании русского народа и её воинов. Любовь к православному Отечеству была движущей силой большинства поступков русских воинов, которые изумляли весь мир своей самоотверженностью, стойкостью, бесстрашием, мужеством и героизмом, беспощадностью к сражающимся врагам, великодушием и милосердием к побежденному противнику. Патриотизм, наряду с православной верой, вернее, благодаря вере, является главным источником большинства побед русского оружия.

КРИТИКУЯ ГОСУДАРСТВО, НЕЛЬЗЯ ПРЕДАВАТЬ ОТЕЧЕСТВО. Существует тонкая грань между государством и Отечеством. Государство – это официоз, власть, часто не любимая, а Отечество – это нечто иное и большее, родная земля, дом, семья. История хранит немало примеров, когда наши соотечественники, отвергая государственное и общественное устройство России, тем не менее, героически сражались за неё – как за свою Родину. К сожалению, каждый из нас может привести не единичные примеры, когда, являясь гражданином России как государства, человек не испытывает патриотических чувств к своей стране, не видит в ней Отечества…

Период кардинальных социальных перемен, поспешной и хаотической перестройки всех сфер общественной жизни привел нас к изменению отношений общества к Вооруженным Силам в негативную сторону. Процветают антиармейские настроения, особенно среди интеллигенции, в творческой среде, средствах массовой информации. Как результат свыше одной трети призывников приходят на службу с негативными установками, считают не обязательным исполнение воинского долга. Всё это не могло не сказаться на духовно-нравственном облике Вооруженных Сил России, их личного состава. Главная проблема, с которой столкнулись наши армия и флот сегодня, это не недофинансирование, как постоянно и повсеместно утверждается, а нарастание морально-нравственного кризиса, обострение морально-нравственной ситуации. Для Вооруженных Сил наиболее опасным является духовное опустошение людей, потеря ими нравственных основ и ориентиров в жизни.

Мы стоим перед суровой, реальной и смертельно опасной для России перспективой полного уничтожения духовной основы воинской деятельности, ратного труда, воинского служения Отечеству. Очень опасна, а потому неприемлема для России идея перехода к комплектованию Вооруженных Сил на контрактной основе. Возражений – и серьезных! – много: экономического, демографического, геополитического, мобилизационного и иного характера. Но главное из них в том, что комплектование Вооруженных Сил только по контракту уничтожает духовное качество воинского служения в России, его духовную и национальную самобытность. Меняется глубинный, освященный тысячелетней верой и традицией смысл ратного труда. Воинская служба из высокого и святого служения Отечеству превращается в наёмное ремесло. Это неизбежно уничтожит (уже уничтожает) высокие морально-нравственные качества военнослужащих России. Если это произойдет, армия перестанет быть Армией с большой буквы, частицей своего народа, главным оплотом российской государственности, а превратится в организацию вооруженных людей, объединяемых далеко не духовными целями. Думаю, что именно это может стать необратимой трагедией для России, трагедией, последствия которой не смогут ликвидировать ни успехи в экономике, ни дальнейшее продвижение реформ.

В православной России, да и в СССР, не было и не могло быть наёмничества в его традиционном западноевропейском варианте. «Псы войны» – это не о воинах России. Военное дело, воинская служба на Руси, в России и позже в СССР были священными понятиями. Подобное отношение к воинской службе, воинскому долгу, к армии и флоту, к защитникам Отечества является частью образа мышления русского народа, других коренных народов России, оно – часть их самоидентификации… Хотелось бы сослаться на исторические исследования, которые свидетельствуют, что как только какое-либо государственное образование поручило свою защиту и оборону наёмникам, его неминуемо завоёвывали, оно разрушалось и исчезало с исторической арены и уже после никогда не воскресало. Судьбы Римской Империи и Византии – тому убедительное подтверждение. Показателен и факт легкого покорения Наполеоном европейских государств, на воинской службе которых использовались наёмные армии. Но не случайно блистательные победы Наполеона закончились в России, где его громаднейшее войско потерпело сокрушительное поражение. Русскую землю и Веру Православную защищали не наёмники, а её сыновья в военной форме, и помогал им весь русский народ. Российская империя была не тюрьмой, а отеческим домом для всех народов, ею объединённых, и все они вместе с русским народом защищали своё Отечество в Отечественной войне 1812 года. Из государственных институтов сегодня только Вооруженные Силы из последних сил пытаются сохранить духовные истоки своей силы и борются, как это ни парадоксально звучит, за право защищать Отечество, а не быть его платными наемниками.

В работе «Искусство боя» Н.Н. Головин писал: «Великими практиками военного искусства давно установлен закон главенствующего значения духовного элемента в бою. Это, можно сказать, избитая истина… Само военное искусство, прежде всего, зависит от духовных свойств бойца… Человек с его бессмертной душой, был, есть и будет главным действующим лицом на поле боя». События 1917 года коренным образом изменили духовный смысл воинской службы, всего военного дела в России. На долгие годы разработка проблем духовного фактора в военном деле переместилась в русскую эмиграцию и лишь недавно нам стали доступны труды выдающихся военных мыслителей России. И вовремя: наше многострадальное Отечество в этом сегодня особенно нуждается.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ. Православная культура – источник одухотворенной самобытной философии, литературы, живописи и музыки, великих научных открытий русского народа и других народов России, а также народов бывших российских губерний и советских республик. Ещё раз напомню, что сегодня модно говорить о поиске общероссийской национально-государственной идеи. Те, кто её ищут, забывают, что в России она существует как минимум тысячу лет. Русский философ Владимир Соловьев справедливо утверждал, что нашей национальной идеей является святость – устремление к духовному внутреннему совершенству. Любовь к ближнему, любовь к Отечеству и служение ему, добро, правда, справедливость, равенство пред Богом и людьми, свободолюбие, сострадание, великодушие, милосердие, честность, нестяжательство, благотворительность, помощь обездоленным, эти и другие высоконравственные нормы составляют суть духовного совершенства православных христиан России. Православное христианство в России – одновременно и путь обретения каждым верующим человеком и всем народом такого внутреннего духовного совершенства. Поэтому мы и смеем утверждать, что, несмотря на все гонения – Православие, его нравственные идеалы, вот уже более тысячи лет есть истинная общенациональная идея России…

Нравственная сила нашей православной веры состоит в том, что она обращена не к обществу или государству, а к человеку, к его душе, совести и чувствам. Она направлена на внутреннее обновление человека, учит его Любви и Правде в отношениях с другими людьми и со всем окружающим миром, помогает стать свободным от нравственных недостатков, пороков и грехов…

Все вышеизложенное позволяет также утверждать, что в России нет будущего у безнравственной политики и экономики, нет будущего у безнравственных политиков и общественных деятелей, игнорирующих традиционные российские ценности, которые солидарно отстаивают Православие и все традиционные для России религиозные конфессии. Любое государство имеет свою государственную политику, свои государственные интересы. Любая война – это наиболее острое и беспощадное проявление политики. Хорошо известна мысль Карла фон Клаузевица (1780–1831), по мнению современников и позднейших исследователей «классического теоретика войны», что война есть продолжение политики иными, а именно насильственными средствами. Вооруженные Силы – средство и инструмент этой политики. Это обстоятельство делает объективно необходимым наличие ясной и осознанной политической составляющей в работе с военнослужащими армии и флота России. Этой составляющей должна быть государственная политика России, понятная всему личному составу Вооруженных Сил – от солдата до генерала, воодушевляющая их на самоотверженное жертвенное служение Отечеству. Именно поэтому политика Российского государства должна быть духовной, чистой и справедливой.

Россия, если она хочет выжить, развиваться и процветать как великая Держава, должна стремиться к нравственной государственной политике, на основе нравственных ценностей Православия. Полагаю, что многие не удержатся от скептической улыбки и упрекнут меня в оторванности от реалий нынешней жизни России. Скажу, что мне пришлось пройти долгий путь прежде, чем утвердиться к мысли, что это возможно и жизненно необходимо для будущего России. Именно нравственную государственную политику поймёт и поддержит большинство нашего народа. Нравственная политика государства воодушевит воинов Армии и Флота на самоотверженное и бескорыстное служение Отечеству. Именно ясной, чистой и нравственной политики ждут от России многие народы самых разных стран и континентов. Именно такая, нравственная государственная политика России будет правильно понята и уважаема друзьями, равно как и недругами. Достигнуть же всего этого можно лишь на пути к Православию. Аргументируя это, можно сказать следующее…

Веками Православие проповедовало высокое духовное и нравственное начало человека, освящённые Евангелием патриотические мысли и чувства, Любовь и мир. Православие свободно по своей сути, в нём нет разрушающего прагматизма, подражательства и сиюминутных политических интересов. Нравственные ценности Православия не оспариваются другими традиционными религиями России, они приемлются большинством неверующих. Православие рассматривает природу личности как наднациональную, созданную по образу и подобию Божьему, и делами воплощает это подобие. Православие предоставляет каждому человеку полную свободу выбора веры и жизненного пути, утверждает право каждого жить так, как он считает необходимым, но при этом требует, чтобы личная свобода и права одного человека не ущемляли свободу и права другого. Нравственные идеи Православия, несмотря на все происходящее ныне вокруг нас и нашего Отечества, воспринимаются русскими людьми как воздух, которым они дышат, на глубинном генетическом уровне. Воспитанные Православием свободолюбие, справедливость, доброта, отзывчивость, терпимость к иноверцам, неприхотливость и непритязательность, готовность к самопожертвованию и многие другие высокие нравственные качества ещё и сегодня живут в сердцах русского народа и других народов России, в том числе и другого вероисповедания.

Как всё это далеко от устремлений тех, кто определял судьбы нашей многострадальной России последние два десятилетия. Наши, самопровозглашённые, но воспитанные западными, причем не самыми лучшими, учителями радикальные либералы и демократы проповедуют и еще недавно насильственно насаждали в нашем Отечестве совершенно другие мировоззренческие принципы, мораль и нравственность. Не отказались они от этих замыслов и сегодня. История вновь распорядилась так, что только Православие и Русская Православная Церковь противостоят во всей полноте духовному кризису России, её Вооруженных Сил. Русская Православная Церковь и сегодня возвышает воинское служение, защиту Отечества до служения Богу. Решением Священного Синода в Литургию включена молитва «О богохранимой стране Российской, властях и воинстве её». Больше ни о каком институте государства и общества Церковь персонально не молится.

Первейшая идея, которую Православие и Церковь защищали много веков и защищают сегодня, это идея «Россия – Великая Держава», стоящая на страже мира и справедливости. России предназначено быть великой державой, или это будет не Россия, а какое-то другое государство. Наше геополитическое положение, исторические традиции, духовно-нравственные, экономические, культурные и другие потребности, а также интересы всего мирового сообщества требуют, чтобы Россия была Великой Державой. Вторая важнейшая идея, которую отстаивала и отстаивает Церковь, заключается в том, что меняются общественный уклад и государственное устройство, руководители, политические вожди, но остается у нас Отечество, Великая Россия, которую надо обустраивать и защищать. Родину, как и мать, не выбирают, её любят любой: больной и здоровой, убогой и богатой, сильной и слабой. О ней заботятся, ей помогают, вместе с ней страдают и радуются. Защищать Родину – значит защищать наш народ, его прошлое, настоящее и будущее. Православие и Церковь учат, что Россия – это самобытная православная цивилизация, что для каждого ее гражданина, независимо от его веры и национальности, Россия высшая ценность и долг перед ней выше личного блага…

ДУХОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕДСТОЯЩИХ ВОЙН. Православие – главное духовное оружие, которое делало нас непобедимыми в прошлых сражениях. Пусть не покажется странным, но позволю себе сказать несколько слов и о будущей войне. Сегодня общепризнанно, что современные средства ведения войны могут в определенный момент выйти из-под контроля и уничтожить человеческую цивилизацию и даже саму жизнь на планете Земля. Поэтому размышлений и утверждений, что война – это сложное историческое, политическое и социальное явление, которое меняет судьбы народов и государств, сегодня явно недостаточно. Войну необходимо исследовать комплексно, беспристрастно. Необходим решительный пересмотр устоявшихся взглядов и представлений ради поиска истинного понимания явления войны, особенно её глубинных духовно-нравственных аспектов. Методологическая  косность страшна для любой науки, но косность в науке о войне и мире может оказаться губительной, и не только для нашей страны, но и для человеческой цивилизации в целом. Необходимо аккумулирование лучшего из духовной, военной, политической мысли и опыта прошлого, избавление от всего наносного, конъюнктурного, продиктованного сиюминутными интересами и задачами, и смелое движение вперед. Когда военная практика пренебрегает военной наукой, то поражения в сражениях и войнах вероятны, но когда военная наука уводит военную практику на ложный путь, – поражения неизбежны, более того, они ведут к национальной, а возможно, и большей катастрофе. К сожалению, в современных военно-научных кругах, среди военных руководителей самого высокого ранга продолжают господствовать давно устаревшие взгляды на войну как общественно-историческое явление. Многие современные отечественные теоретики и практики военного строительства, должностные лица армии и флота по-прежнему твердо стоят на материалистических позициях марксизма-ленинизма…

Очень непросто, по себе знаю, заставить себя непредвзято и самокритично оценить имеющийся теоретический багаж, найти и постичь новые, непривычные знания, добиться изменений в собственном мышлении, сформировать новую позицию и, самое главное, при этом руководствоваться не сиюминутной конъюнктурой, а интересами Отечества и дела, которому служишь… На рубеже ХХ и ХХI веков стало всё более очевидным, что война меняет своё лицо. Ещё не так давно война и вооруженная борьба были чуть ли не тождественны, во всяком случае именно вооружённая борьба играла решающую роль в ходе и исходе войны. Сегодня, с появлением принципиально новых средств ведения войны (в том числе не смертоносного, информационного, психологического и иного характера) вооруженная борьба не всегда определяет конечный результат противоборства. Часто она выполняет демонстрационную, устрашающую и подстраховывающую функции, а итог определяется использованием других сил, средств и способов борьбы с противником. Подобные примеры дает анализ подготовки, начала, хода и исхода большинства войн и вооруженных конфликтов после Второй мировой войны. Так, например, в ходе войн между США и КНДР (1953), США и Вьетнамом (1964), Египтом, Сирией и Израилем (1973), конфликтов между Аргентиной и Великобританией при поддержке США (1982), но особенно при подготовке и в ходе первой иракской (1991) войны США, а также действий США и НАТО против Югославии (1999), Афганистана (2002), второй иракской (2003) войны США и коалиции, последние события в Северной Африке и, особенно, в Ливии, Йемене, Сирии – многие цели достигались и достигаются не вооруженной борьбой, а без её применения, иными, но не менее эффективными средствами, например активным информационно-психологическим воздействием, дезинформацией и дезориентацией общественного мнения в отдельных государствах и мирового общественного мнения в целом, проведением специальных информационно-психологических операций.

Наступает время, когда основным содержанием войны всё больше становится, а скоро, видимо, и станет, противоборство в духовной, нематериальной сфере, когда победа в войне в целом будет достигаться за счёт духовного, морально-нравственного превосходства и психологической стойкости одной из противоборствующих сторон… Нравственные идеалы всегда были на первом месте и в личной мотивации солдат, офицеров и генералов России. Сокровищница воинской культуры нашей страны неисчерпаемо богата. Её духовные основы мало изучены и таят в себе удивительные откровения и бесценные для воспитания защитников Отечества находки. Поэтому так важно изучать великое наследие наших мудрых предков, которые построили и отстояли в жесточайших войнах Великую Россию, оставили нам в наследство православную Веру, славную историю и традиции высокой воинской культуры – Чести, Доблести, Мужества, Долга, бескорыстного и жертвенного воинского служения Отечеству, нашей Великой Державе – матушке России. Наш священный долг – быть достойными славного прошлого России и сделать все для ее достойного будущего, чтобы не стыдно было нам перед сыновьями и внуками! Честь имею! 

Share this post