ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ НЕ СДАЁТСЯ: «Я НАДЕЮСЬ!»

ДМИТРИЙ ХВОРОСТОВСКИЙ НЕ СДАЁТСЯ: «Я НАДЕЮСЬ!»

В начале июня всемирно известный баритон Дмитрий Хворостовский выступил в Большом концертном зале Красноярска в сопровождении Красноярского академического симфонического оркестра. В выступлении принял участие американский оперный певец Стивен Костелло. Концерт в Красноярске несколько раз переносился из-за болезни певца, но красноярцы преданно ждали и не сдавали билеты.

«Я должен был приехать и дать концерт перед своими земляками несмотря ни на что», — сказал Дмитрий Александрович журналистам. Ни для кого уже не секрет, что он борется с очень серьёзной болезнью. В конце июня 2015 года Хворостовский, уже много лет живущий в Лондоне, сам объявил о том, что страдает от опухоли мозга. С тех пор певец прошел несколько курсов химиотерапии. Но не перестаёт концертировать. Несмотря на то, что Венская государственная опера очень ждет Хворостовского в следующем сезоне для участия в трех постановках Джузеппе Верди: «Бал-маскарад», «Отелло» и «Риголетто», Дмитрий принял решение на время отказаться от оперных спектаклей.

– И с «Метрополитен» у меня был уже подписан контракт на Томского в «Пиковой даме». И много еще какие договоренности были с другими театрами. Но я от всех спектаклей отказался. Я не пою больше (может, это временно, не знаю) в опере. Лучше буду петь концерты. И в Венской опере, надеюсь, состоится концерт, который я в марте вынужден был отменить. Правда, я поменял программу. Вместе с пианистом Ивари Илья исполню старинные русские романсы. Мой отец их очень любит. Я хочу сделать ему приятное. Потом спою концерт в «Карнеги-холл». И в Москве обязательно. Только с датой надо поточнее определиться. Наверное, это произойдет в декабре, – сказал Дмитрий Александрович корреспонденту «Российской Газеты» (полное интервью «РГ» опубликовано ниже). Дай Бог Дмитрию здоровья и сил!

Я НАДЕЮСЬ!

Дмитрий Хворостовский два года противостоит ужасной болезни – опухоли головного мозга. Но его умопомрачительно красивый голос, феноменальная энергетика и широкая улыбка по-прежнему завораживают. Хотя теперь нельзя не заметить, что, всякий раз выходя на сцену, певец делает больше, чем возможно. Но при этом очевидно, что он не нуждается в панибратском подбадривании или утешении. И публика встречает Хворостовского неизменно стоя, долго не смолкающими овациями. После выступлений Дмитрий Хворостовский дал эксклюзивное интервью «РГ». Беседу вела Мария Бабалова

– Долго же пришлось вас ждать Красноярску…

– Красноярск – мой родной город. Я должен был приехать и дать концерт. И приехал, несмотря ни на что. И смог выступить перед своими земляками, любовь которых ко мне невероятна и очень дорога моему сердцу. Такого потрясения, таких грандиозных чувств, на грани человеческих возможностей, я давно не испытывал.

– Но и Петербург принимал вас с восхищением.

– Да я это ощутил, но мне надо Питер объезжать стороной. Все плохое со мною случается в Питере. В 2015 году и сейчас «зусман» был жуткий! Но все пели хорошо. Я послушал Марсело Альвареса, Веронику Джиоеву – какой шикарный голос, как «Роллс-Ройс». Надо, чтобы она пела в «Метрополитен» и «Ковент-Гарден». Но мне в Питере опять не повезло. После концерта я упал, плечо повредил. Теперь два месяца придется с повязкой ходить.

– А как родилась напугавшая всех фейковая новость о вашей госпитализации?

– Я приехал в Москву, заехал в институт Склифосовского, чтобы рентген сделать. Но не успел переступить порог клиники, как мой друг Павел Астахов, который был со мной, говорит, что в новостях уже сообщается о том, что я больнице.

– Быстро же «сливает» информацию «Склиф». А как же врачебная тайна и этика?!

– Какая этика! Они мне сделали исследование головы без всякого моего согласия. Спрашиваю: «Зачем?». – «Нам интересно», – отвечают… И я оттуда быстренько сбежал. Буду шевелиться, заниматься, и через несколько дней у меня рука будет действовать. Всё будет нормально.

– После паузы в четыре месяца вы триумфально вернулись на сцену в конце апреля. В Торонто у вас был феноменальный концерт с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым, а ваше неанонсированное появление в Нью-Йорке на гала-вечере по случаю 50-летия «Метрополитен-опера» вызвало фурор во всем мире…

– Да, концерты были шикарные. Я остался ими доволен. И рад тому, что мне удалось вернуться на сцену. Мне мой доктор сказал: «Работай! Тебе подвернулось это удовольствие и счастье, не упускай его… Тяжело тебе – превозмогай себя!» Я раньше на коляске катался. Теперь уже без коляски справляюсь… В декабре прошлого года, наследующий день после концерта, опять-таки в Петербурге, я оказался в больнице с тяжелейшим воспалением легких. Тогда концерт в Красноярске я из машины «скорой помощи» отменял. Месяц провел в клинике. Мне было очень плохо. Я пережил серьезный кризис. Тогда я даже родителям категорически не разрешал приезжать, потому что видеть меня в таком состоянии нельзя никому, кроме супруги. Моя Флоранс ко мне ездила постоянно. Я уже концертирую, но процесс восстановления после этой истории еще не закончен. Мне нужно еще набраться терпения на несколько месяцев.

– А загар у вас сейчас майамский или средиземноморский?

– Лондонский. Пока я дома сидел, чай целыми днями пил, сидя в садике во дворе. Всех близких своими чаепитиями замучил.

– Вам по душе жить в Лондоне?

– Я очень люблю Лондон. Я там прожил большую часть жизни. И, к сожалению, мне сегодня трудно не заметить, что город очень сильно изменился за последние годы. И не в лучшую сторону. Днем и ночью по маленьким улочкам, которые недостаточно хорошо охраняются, ходят одни курящие и небезопасные арабы. Они могут вытворить все что угодно. И вытворяют все эти чудовищные теракты везде: в Лондоне, в Германии, во Франции, в Брюсселе. Мировая война уже объявлена! Но мой дом – моя любимая крепость.

– И вам нравится вести домашний образ жизни?

– Сидя дома, я много работаю: вокализирую, занимаюсь спортом и йогой, потому что мои легкие «убило» это воспаление. Но выздоровление зависит прежде всего от позитивного настроя и от готовности бороться каждый день через боль, лень и всё, что угодно другое! Если себя не заставлять, болезнь одержит победу над тобой. Надо ежедневно, ежечасно вытаскивать себя всеми возможными способами: exercises, дети, улыбки, любовь… И поворчать чуть-чуть тоже не возбраняется… Я, конечно, уже немного привык к домашнему образу жизни. Но лучше не привыкать.

– А дети вас радуют?

– Старший сын Даня недавно познакомил меня со своей музыкой. И со своим соавтором. Он теперь пишет уже не бардовскую музыку, а больше похожую на джаз. У них есть студия, продюсер. Они часто выступают в клубах, в уличном формате. Я не могу сказать, что мне близка такая музыка, но это очень современно, достаточно сложно и интересно. В iTunes есть несколько их мелодий. И я этому рад. Сашенька, старшая дочь, она ко мне ближе. Но у нее сейчас жесткий депрессняк. Она очень переживает – маму полтора года назад потеряла, папа болеет… К счастью, младшие еще имеют возможность оставаться детьми. Максим, которому 7 июля исполнится 14 лет, пока со своими профессиональными интересами не определился. Он увлечен футболом, «Барселоной», Месси. А Ниночка, ей будет десять, подметки на ходу рвёт. Везде и все успевает – и музыкой занимается, и танцами. Недавно они вместе, Нина и Максим, сделали портфолио, и на них тут же посыпались самые разные предложения – кино, телевидение, реклама, модные магазины и журналы. За всем этим процессом строго следит Флоранс, я в детали не вникаю. Мне просто отраден их успех.

– А какие у вас планы после концертов в Питере и Красноярске?

– Приватный концерт в Лондоне. Потом два концерта с Аидой Гарифуллиной — в Замке Графенегг недалеко от Вены на знаменитом музыкальном фестивале и в Сочи на площадке Культурного центра «Сириус». Я готовлюсь и очень жду этих выступлений. Сейчас после каждого концерта, что даю в своем состоянии, я бываю по-настоящему счастлив. Человеческий голос творит чудеса с нами, нашими душами. Когда поешь красиво, сердцем ты воспаряешь над реальностью.

– Венская государственная опера официально объявила, что ждет вас в следующем сезоне сразу в трех вердиевских постановках – «Бал-маскарад» в ноябре, «Отелло» в марте и в мае «Риголетто».

– И с «Метрополитен» у меня был уже подписан контракт на Томского в «Пиковой даме». И много еще какие договоренности были с другими театрами. Но я ото всех спектаклей отказался. Я не пою больше или временно, не знаю, в опере. Лучше я концерты спою. И в Венской опере, надеюсь, состоится концерт, который в марте был вынужден отменить. Правда, я поменял программу. Вместе с пианистом Ивари Илья исполню старинные русские романсы. Мой отец их очень любит. Я хочу сделать ему приятное. И спою концерт в «Карнеги-Холл». И в Москве обязательно. Только с датой надо поточнее определиться. Наверное, это произойдет в декабре.

– А что из сделанного вами на оперной сцене для вас лично наиболее ценно?

– Я обожаю Симона Бокканегру, Родриго в «Дон Карлосе» — уверен, что «Карлос» – это лучшая опера, которая Верди была написана. Риголетто – дорогая мне роль. Рад, что мне удалось записать «Риголетто», и получилось потрясающе. Надеюсь, скоро выйдет диск на Delos. Замечательный был у меня и «Евгений Онегин» с фантастической Рене Флеминг в «Мет». Его даже на «Грэмми» номинировали. Много радости мне принесла и работа над «Демоном» с Димой Бертманом, его «Геликоном» и Мишей Татарниковым. И много чего еще было прекрасного. Сейчас, к сожалению, я так уже петь не могу…

– Что сейчас для вас самое главное?

– У меня была потрясающая карьера. Я ее продолжаю. Мой голос – это часть меня, часть дела, которому я служу. Огромного дела, которое меня спасает сегодня, без которого я не могу жить. Но в любом случае я понимаю, что лучшее уже позади: молодость, лучший голос… Что поделать? Но я продолжаю биться с болезнью и надеяться. «Надежда» – для меня сейчас самое насущное слово! Как говорится, я еще поиграю в шашки! Мой онколог смотрит на меня, как на чудо: «Ой, какой живой! Ой, какой здоровый!» У них нет, кроме меня, таких пациентов – певцов с мировым именем, которые поют везде и продолжают работать вопреки всему. Ныне я живу не прошлым и не будущим, как мне всегда было привычно. Я сосредоточен на сегодняшнем, завтрашнем дне, чтобы не обманывать ни себя, ни других. Чтобы радоваться жизни каждый день и час, и, как радуга, ко всему быть готовым.

Фото: Stan Lumas. // Фото: Wiener Staatsoper/Michael Pöhn. // Фото: Никита Ларионов / Пресс-служба Красноярской филармонии.

Share this post