РАЗВЕДКА БОЕМ: УКРЕПЛЕНИЕ ШВЕДСКОГО ФЛОТА И РОССИЯ

РАЗВЕДКА БОЕМ: УКРЕПЛЕНИЕ ШВЕДСКОГО ФЛОТА И РОССИЯ

Минобороны Швеции заключило контракт с корпорацией Saab AB на строительство разведывательного корабля. Новое судно должно войти в строй в 2020 году, заменив корабль предыдущего поколения A201 Orion. Со времён холодной войны шведские ВМС являются разведывательным форпостом НАТО, несмотря на нейтральный статус государства. С 2014 года в королевстве укрепляются позиции тех, кто поддерживает вступление страны в Североатлантический альянс и увеличение расходов на оборону. Как усиление флота скандинавской страны отразится на безопасности России — в материале RT.

Швеция проводит плановую модернизацию военно-морских сил, заменяя суда, построенные в 1980-е годы. Одним из них является 62-метровый разведывательный корабль A201 Orion, вошедший в состав королевского флота в 1984 году.

УСТАРЕВШИЙ «ОРИОН». Главной задачей судна было слежение за советскими боевыми кораблями. Активное участие в разработке «Ориона» принимали американские конструкторы. На корабле было установлено самое современное на тот момент разведывательное оборудование. Внешне шведский корабль напоминает катер с ангаром, занимающим две трети палубы. Выражаясь профессиональным языком, это обтекатель, защищающий от непогоды антенны и другие приборы, необходимые для сбора разведданных. С «Орионом» связан один любопытный инцидент. В 1985 году во время учений советского флота в Гданьской бухте шведский корабль-разведчик столкнулся с принадлежащим СССР минным тральщиком. Обстоятельства происшествия неизвестны до сих пор. Очевидно, «Орион» вёл слежку за ходом манёвров у северо-западных берегов Польши и Калининградской области. Западные СМИ считают, что советский корабль пошёл на перехват и мог протаранить шведское судно. Восемь лет назад «Орион» отметился благородным жестом в адрес России. В мае 2009 года шведский корабль спас двух российских рыболовов, терпевших бедствие в Балтийском море. В апреле 2010-го правительство Швеции признало «Орион» устаревшим: установленное в 1980-х годах оборудование не могло полностью соответствовать современным требованиям.

ПО ТЕХНОЛОГИИ «СТЕЛС». Минобороны Швеции не уточняет название судна, которое должно заменить «Орион». В пресс-релизе ведомства указывается, что новый корабль будет более габаритным и тяжёлым. Длина стального корпуса составит 71 метр (у «Ориона» — 62 метра), а водоизмещение — 2300 тонн (у «Ориона» — 1400 тонн). Корабль будет построен на принадлежащей Saab AB верфи Kockums AB в Мальмё. Не исключено, что корпорация воплотит в жизнь принципиально новый проект. На данный момент в составе шведского флота нет ни одного корабля с заявленными Минобороны характеристиками. Прежде революционной разработкой Saab AB считались корветы типа Visby («Висбю»). Это первый в мире проект многоцелевых кораблей, построенных по технологии «Стелс». Её суть заключается в снижении заметности для радиолокаторов. Важный с военной точки зрения эффект достигается с помощью специальных геометрических форм и радиопоглощающих материалов.

Длина Visby составляет 73 метра при водоизмещении в 640 тонн. Уменьшить вес корабля удалось за счёт использования в конструкции многослойного пластика и армированного углеволокна. Корвет способен вести разведку, поражать летательные аппараты противника, надводные и подводные цели. Всё вооружение заключено внутри борта.

В ОКРУЖЕНИИ НАТО. Не считая сторожевых катеров, в состав шведских ВМС входят пять кораблей типа Visby, 4 корабля типа Göteborg, 2 корабля типа Stockholm, 7 минных тральщиков (проекты Landsort и Koster) и пять подводных лодок (проекты Gotland и Östergötland). В общей сложности шведский флот включает 63 боевых корабля. Самым крупным судном шведского флота является 105-метровый сторожевой корабль Carlskrona (P04). 10 лет назад Минобороны Швеции планировало превратить Carlskrona в корабль-разведчик, но позже было решено сохранить его боевую специализацию. Carlskrona — единственное в стране судно, способное участвовать в дальних морских походах. Задачи, которые стоят перед королевскими ВМС, ограничены акваторией Балтийского моря. Шведские военно-морские силы включают три флотилии и один амфибийный полк (аналог морской пехоты). Швеция находится в окружении стран — членов НАТО (за исключением Финляндии), и потому единственным потенциальным противником королевства является Россия. События на Украине 2014 года в Стокгольме восприняли как акт агрессии со стороны Москвы. Королевство присоединилось к антироссийским санкциям, задумалось об укреплении Вооружённых сил и о вступлении в НАТО. Влияние на политическую элиту Швеции оказывает жёсткий антироссийский курс, который проводит Норвегия. В последние годы соседнее королевство наращивает ударные и разведывательные возможности при поддержке США. В Осло не исключают, что страна присоединится к системе противоракетной обороны, которую формирует Пентагон.

ОСОБЕННОСТИ ШВЕДСКОГО НЕЙТРАЛИТЕТА.  Судя по высказываниям шведских политиков и публикациям в местной прессе, градус русофобии в королевстве не так высок, как в Норвегии. С начала XX века Швеция проводит политику нейтралитета, стараясь не ввязываться в разборки великих держав. Тем не менее в период холодной войны Стокгольм явно играл на стороне НАТО и уделял большое внимание боеготовности армии, направляя на её содержание в пять раз больше средств, чем сегодня (5% от ВВП). На данный момент принципиального разворота в сторону альянса в Швеции не произошло. В статьях о России национальные СМИ нередко задают читателям вопрос: «Зачем мирной, нейтральной Швеции вновь вступать в конфронтацию с Москвой?» В конце марта 2017 года газета Svenska Dagbladet опубликовала статью о том, что страх шведов перед военной мощью России навеян в основном историческими событиями, в частности войнами XVIII века. Также в материале говорится о беспочвенности алармистских настроений, связанных с вездесущими «русскими подлодками».

СЛИШКОМ СЕРЬЁЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Швеция занимает выгодное географическое положение для противодействия сначала советскому, а потом российскому флоту. Наибольшее стратегическое значение имеет остров Готланд, расположенный на перекрёстке морских путей. На Готланде дислоцирована военно-морская база Visby. После распада СССР Балтийский флот был разделён на две части: первая группировка базируется в Финском заливе, а вторая — более многочисленная — в Калининграде, представляющем собой анклав. Из открытых данных следует, что в состав Балтийского флота входят 44 боевых корабля и две субмарины, а на балансе шведских ВМС числятся 58 судов и пять подлодок. Главный редактор журнала «Армия и Флот» Дмитрий Шеремецкий считает, что деятельность шведских ВМС представляет определённую опасность для Балтийского флота, однако её не стоит преувеличивать.

На снимке: сторожевой корабль Carlskrona P04. «У шведов нет крупных кораблей и мощных ударных вооружений. В этом компоненте они нам сильно уступают. Да, Швеция — высокотехнологичная страна. Я имею в виду проект «Висбю», но пока невозможно точно сказать, на что способны эти корветы, чего стоит их система радиолокационной защиты и ударные комплексы», — пояснил RT Шеремецкий. «Шведы не воевали около 200 лет. Все их военные знания — из учебников и результатов натовских учений. Очень я сомневаюсь и в высокой мотивации шведских военных. Не думаю, что они готовы бросить нам вызов и уж тем более устроить какую-либо провокацию. Слишком серьёзные последствия будут для них», — рассуждает Шеремецкий. Эксперт напомнил, что Швеция уже почти 100 лет не обладает мощным флотом, так как ещё в XIX веке отказалась от великодержавных амбиций. «Ничего коренным образом с тех пор не поменялось, и вряд ли что-то изменится. Швеция обрела свою нишу полунейтрального государства, и эта ниша, насколько я могу судить, всех в королевстве устраивает». // Алексей ЗАКВАСИН

Share this post