КОДА: ФАГОТНАЯ ЛИХОРАДКА В СТОКГОЛЬМЕ

КОДА: ФАГОТНАЯ ЛИХОРАДКА В СТОКГОЛЬМЕ

КОДА: Фаготная лихорадка в Стокгольме

С 27 по 29 января в Стокгольме прошла так называемая Fagottfrossa. Если дословно перевести, то это означает «фаготная лихорадка», но к лихорадке-лихоманке это событие не имеет абсолютно никакого отношения…

Просто один раз в три года из разных стран в столицу Швеции приезжают фаготисты, которые когда-то родились в северном королевстве. А приезжают они для того, чтобы встретиться, пообщаться, обменяться опытом и поиграть вместе с фаготистами, которые живут в Швеции. Фоторепортаж — здесь http://russalon.su/2017/02/08/koda-fagotnaya-lihoradka-v-stokgolme-2/

Фагот – это довольно редкий инструмент и далеко не каждый человек знает, как он выглядит и вообще, что собой представляет. В симфонических оркестрах фаготистов тоже немного, обычно всего два музыканта. Инструмент очень красивый, тембр нежный басовый, но играть на нем так, чтобы инструмент зазвучал и запел довольно сложно. Кроме того, в отличии от многих других инструментов, каждый фагот имеет свой неповторимый голос, который зависит не только от качества инструмента и мастерства музыканта, этот голос создает сам музыкант подбирая трости, регулируя клапаны и т.д.

В Швеции очень хорошая школа фагота, поэтому шведские фаготисты работают во многих самых лучших оркестрах мира, а также играют соло. В этом году в Стокгольме собралось более 50 фаготистов со всего мира, в том числе студенты Стокгольмской Королевской Высшей Музыкальной Школы (KMH) и трое учеников специальной музыкальной школы для одаренных детей Lilla Akademien. Программа Fagottfrossa по традиции была необычайно насыщенной – нужно ведь столько всего успеть! Рабочий день начинался в 9 утра и заканчивался в десять вечера. Здесь были совместные репетиции, мастер-классы, лекции, встречи со специалистом по ремонту фаготов и многое другое.

В субботу 28 января в 19:00 фаготисты собрались в известном музыкальном клубе в центре Стокгольма Stallet чтобы поиграть друг для друга. Выступили такие известные музыканты как Sebastian Stevensson, Ole Kristian Dahl, Emily Hultmark, Knut Sönstevold, Arvid Larsson и многие другие. 

Самое молодое поколение фаготистов представило фаготное трио из Lilla Akademien, солист – Артур Едман (13 лет). Артур также сыграл первую часть Концерта для фагота с оркестром Антонио Вивальди, партию оркестра исполнил на баяне Леонид Муравьев (13 лет). Артур и Леня (на снимке справа) – одноклассники, и несмотря на юный возраст, оба уже достаточно известные музыканты, лауреаты многих престижных международных конкурсов, выступают с сольными программами и дуэтом в концертах на больших сценах, а также дают благотворительные концерты в домах престарелых, участвуют и в других мероприятиях. Примечательно, что Артур и Леня между собой говорят по-русски, хотя Артур родился в Швеции, а Леня – в Литве. Мамы у мальчиков из России. Предлагаем вашему вниманию фрагмент одного из концертов дуэта. 

Завершилась «Фаготная Лихорадка» воскресным вечером большим концертом, который прошел в зале Musikaliska, расположенном в центральной части Стокгольма. Был аншлаг: такое ведь услышишь не каждый день. 50 (пятьдесят!) фаготистов поочередно играли соло со Стокгольмским симфоническим оркестром духовых инструментов! Это не передать словами, это надо слышать и видеть. Нескончаемые аплодисменты слушателей, благодарные улыбки музыкантов, радостные лица организаторов мероприятия – их ожидания оправдались! Впрочем, иначе и быть не могло. А королём вечера, конечно же, был фагот. Музыканты подарили слушателям незабываемый праздник. Ну и себе, конечно, тоже.

КСТАТИ, О ФАГОТЕ… Фагот (можете увеличить его «портрет»: кликните на снимок, потом ещё раз — на появившуюся отдельно фотографию) не прост по своему строению. К тому же, он разбирается по частям. Его корпус как бы сложен вдвое. Поскольку «рост» у фагота велик, то приходится его складывать – для удобства переноски. Собственно говоря, именно это и послужило поводом для того, чтобы он получил своё имя, ведь в переводе с итальянского слово «фагот» означает вязанка. «Вязанка» ведет свою родословную с XVI века. Материалом для изготовления фагота изначально служил клен. Эта особенность сохранилась до сих пор. Тембр фагота очень красивый, за его нежный тембр фагот прежде величали «дульцианом». В итальянском языке dolce означает «нежный». На корпусе инструмента около тридцати отверстий. При этом только малая их часть прикрывается пальцами. Главным образом, используется система клапанов. Само собой, фагот претерпевал эволюцию в процессе своего развития. Как и многие духовые, он приобрел наибольшую популярность в XIX веке, благодаря немецкой фирме «Геккель». Например, Михаил Иванович Глинка использовал его в своей знаменитой опере «Руслан и Людмила». Он сделал это из-за того, что звучание отрывистых нот фагота было очень задорным и юмористическим. Композитор сумел очень чувственно показать при помощи этого инструмента трусливый характер Фарлафа. Два перекликающихся фагота сыграли очень существенный момент при передаче характера трусливого героя. Но фагот может звучать и весьма трагически. Скажем, у Петра Ильича Чайковского в его знаменитой Шестой симфонии есть глубоко скорбное соло, которое ведёт фагот. Не обошли своим вниманием фагот такие мэтры как Бах, Гайдн, Моцарт, Вивальди, Мютель, Граун, Граупнер – все они создали для него в свое время или концерты, или сольные партии. Постоянное технологическое усовершенствование инструмента сделало возможным его широкое и разнообразное использование в мире музыки.

Публикацию подготовила Анна ван Дебре, член общества «Русский Салон» // [Снимки предоставлены автором и пресс-службой «Русского Салона»]

+++

Кода – (ит. – хвост, конец, шлейф) завершающая часть музыкального произведения или его самостоятельной части, обобщающая предшествующее музыкальное развитие.

Share this post