DANNEBROG — СТАРЕЙШИЙ ГОСФЛАГ ИЛИ ПРИМЕР ЗАИМСТВОВАННОЙ ИСТОРИИ?

DANNEBROG — СТАРЕЙШИЙ ГОСФЛАГ ИЛИ ПРИМЕР ЗАИМСТВОВАННОЙ ИСТОРИИ?

Как-то собирался по работе съездить в Данию и наткнулся на весьма оригинальный путеводитель: «Старейший в мире датский флаг Даннеброг, которому скоро исполнится 800 лет, как и положено флагам во всём мире, несёт службу представительскую, символизируя нацию и государство. Но это лишь одна из его многочисленных функций. Потому что казённый, по определению, предмет в датском быту вещь столь же незаменимая, как кофе с венскими булочками или велосипед».

Море флажков над головами встречающих можно увидеть, едва шагнув за турникет копенгагенского аэропорта Каструп. Однако не озирайтесь, выискивая в толпе пассажиров не узнанную вами знаменитость. Так в Дании встречают не только важных персон, но и обычных смертных, возвращающихся из отпусков или после долгого отсутствия. Яркие, трепещущие в руках прямоугольнички смотрятся и впрямь не хуже иного букета. Этим, однако, дело не ограничивается. В кафе вам подадут бисквит, увенчанный крохотным датским флажком, а сахар к кофе будет в пакетиках того же дизайна. И уж совсем немного времени потребуется, чтобы стало ясно: красно-белой палитрой в Дании распишут любую подходящую поверхность – от стен домов до лиц футбольных болельщиков. Гордость за нацию не покидает датчан и в таких не располагающих к патриотизму местах, как общественные туалеты: сантехнику и даже гигиенические салфетки здесь украшают госсимволикой. Знал бы датский король Кристиан V, разрешивший в 1854 году своим подданным вывешивать знак королевской власти в личных целях, как далеко зайдут их потомки!

– Уже более полутора сотен лет под сенью флага Даннеброг проходит вся частная датская жизнь, буквально с первой до последней минуты. Дни рождения и детские утренники, свадьбы и юбилеи, театральные премьеры и гуляния в копенгагенском парке «Тиволи» – все эти события объединяют непременные два условия: атмосфера праздника и огромное количество больших и малых флагов, без которых Данию не представить так же, как датский рождественский стол без тёмного пива. Кстати, и в Рождество флагов не счесть: здесь ими украшают ёлку, – говорит датский социолог Хелен Бисгорд.

У датчан найдётся немало ура-патриотичных соседей: британцы, немцы и, конечно же, французы. Но верноподданнические страсти обуревают тамошний люд от силы пару раз в год – обычно в дни национальных праздников. Попробуйте вывесить республиканский триколор или «Юнион Джек» на доме в будний день – соседи почти наверняка сочтут это шовинистической выходкой. Зато в либеральной Дании национальные флаги на каждом углу, а в супермаркетах всегда есть комплект на все случаи жизни: от копеечных кондитерских флажков до солидных и дорогих штандартов для отработки патриотизма в домашних условиях.

Трудно понять людей, встающих ни свет ни заря, чтобы не проспать подъём флага. Но датчане это делают с превеликой охотой! И хотя подобный обычай бытует не только в Старом, но и в Новом Свете, никто в мире не додумался расцвечивать знамёнами домашние празднества, как это делают скандинавы. Более того, не в пример норвежцам и шведам, датчане ещё и ухитряются использовать свой государственный символ в целях наживы. Дания – пожалуй, единственная в мире страна, где покупателя приманивают флагами в дни распродаж, приуроченных к «дням рождений» компаний. Магазинные витрины тогда буквально утопают в красно-белом декоре. И это не просто реклама, но чистой воды провокация: «праздник!» – сигналят флажки, и какое же датское сердце не дрогнет от желания побаловать себя покупкой в праздничный день? При этом никто не задумается, что в потребительские игры вовлечён священный для датчан символ, за который и кровь проливали не однажды. Увы! – в европейском сознании сакральность власти давно уже сходит на нет. Что говорить – даже в датских борделях несёт знамя службу: приспущен флажок до середины древка – «девушка» занята, взвился опять – всем добро пожаловать!

flag_2_1-4Если посмотреть со стороны то выглядит как немного забавное, но в то же время весьма почтительное отношение к флагу. А всё было когда-то совсем иначе. Историки признают. что когда-то датчане использовали алое знамя с вышитым чёрным «вороном Одина», но с принятием Данией христианства руническая птица уступила своё место леопардовым львам.

Именно такой флаг изображен на рукописной карте мира, датируемой 1367 г. Однако в знаменитом гербовнике Гельре (1334-1375) приведен герб короля Дании, в клейноде которого был помещен Даннеброг. Печать Эйрика VII Померанского 1398 г. — на щите слева в верху запечатлены львы, возможно держащие Даннеброг. Известно, что Эйрик пытался утвердить свой вариант флага — красный крест на желтом фоне. Самый старый в мире флаг Даннеброг верой и правдой служит датчанам почти восемь столетий. В то или иное время Дания владела всей Скандинавией и от её флага меняя цветовую гамму, но сохраняя приверженность скандинавскому кресту произошли Исландский, Норвежский и Шведские флаги, а от Шведского уже и Финский флаг. Так же можно отметить флаги Оркнейских, Шетландских, Аландских и Фарерских островов и малый герб Таллина.

flag_3_1-2В самом Таллине в Вышгороде есть сад датского короля. Каждое лето там проходит праздник в честь Даннеброга, который пользуется большим успехом у туристов их Дании. Перед рыцарем лежит камень с которым связана одна очень старая история…

Ещё с дохристианских времён датчане предпринимали походы не только на запад, но и на восток по берегам Балтийского моря. По описаниям Саксона Грамматика на восточном побережье им удалось взять город Дюна с неприступными стенами и подчинить оборонявшего город Геллеспонтского короля (Hellesponti regem). После рапространения католичества одиночные набеги сменились целенаправленными крестовыми походами, в первую очередь против вендов. Источники указывают, что в земли вендов вторглось 100 тысяч немцев, столько же датчан и 20 тысяч польских крестоносцев. Могу только предположить, что это было время массовой миграции бодричей, лютичей, руян и колбягов на восток.

Покорив земли западных славян и поставив у власти лояльных правителей они не остановились. Идея Drang nach Osten при поддержке религиозных фанатиков стремилась к расширению. Вылилось всё это в колоссальную резню под общим названием северные крестовые походы. Тут уж досталось всем народам восточного побережья Балтийского моря от прусов и финнов до корел и новгородцев. Даже будущий король Англии Генрих IV вместе с жмудинами ходил воевать с литвинами. А где та Англия и где литвины? Итальянцы, испанцы, французы и даже шотландцы, и чего вам дома не сиделось? Всё ехали к нам «истинную веру» в души некоторых варваров насаждать да подчинять земли, исторгнутые из поганого идолопоклонства и получать часть от доходов?…

Вернёмся в год 1218. Рижский епископ Альберт обратился за помощью в организации крестового похода против язычников к датскому королю Вальдемару II, который согласился помочь за передачу во владение Дании части ранее захваченных меченосцами территорий в северной Ливонии. В октябре 1218 года римский Папа Гонорий III направил королю Вальдемару II благословение на крестовый поход против язычников, и датчане на 500 судах отплыли на восток. С ними в поход отправились архиепископы Андерс Лундский и Теодерик Эстонский, а также граф Альберт I Саксонский и Вицлав I Рюгенский. Летом 1218 года крестоносцы высадились на побережье в ревельской области, остановились в Линданизэ, прежнем замке ревельцев, и, разрушив старый замок, стали строить другой, новый. Местные жители прозвали его Taani-linn.

flag_episkop-voshodit-na-korablЕпископ восходит на корабль. Миниатюра XIII века.

По версии Генриха Латвийского пришли они в земли ревельцев, гарионцев и эстонов, а вот Саксон Грамматик по «неизвестной» причине описывает поход Валдемара II на Русь. Хотя это теперь причина неизвестна, а в давние времена ту местность называли Ругелъ, да и море у побережья ещё в 1588 году называли Ругским

flag_karta

Ему же вторит и Кристиерн Педерсен в своей Danske Krønike (1520-1523 гг.), правда его работа так же основана на трудах Саксона Грамматика.

flag_tekstВот как описывает последующие события Генрих Латвийский: «И собрали против них большое войско ревельцы и гарионцы и послали своих старейшин к королю с коварством в мирных словах; и поверил им король, не знавший их коварства, и одарил их, и крестили их епископы и отпустили в радости. Воротившись к своим, они три дня спустя явились со всем своим войском под вечер, после обеда; напали на датчан в пяти местах и, захватив врасплох, бились с ними, а некоторые из эстонов, думая, что король в шатре достопочтенного епископа эстонского Теодериха, ворвались туда и убили епископа. Другие преследовали других и многих перебили. Господин же Венецлав (Wenezlaus) стоял со своими славами в долине при спуске с горы к морю; увидев, что враги приближаются, он тотчас пошел на них и бился с ними и обратил их в бегство, а затем стал преследовать, продолжая бить и убивать по дороге. Когда другие эстоны, гнавшиеся за датчанами, увидели бегство тех, что бились со славами, они остановились и сами, прекратив преследование датчан. И собрались тут все датчане вместе с королем и некоторые бывшие с ними тевтоны и, обратившись на эстонов, храбро сразились с ними. И побежали эстоны перед ними, а когда вся их масса обратилась в бегство, датчане с тевтонами и славами стали преследовать их и перебили при своей малочисленности более тысячи человек, а прочие бежали.

Датская версия отличается легендарным моментом. В пылу битвы язычники захватили флаг данов. Видя это, даны начали отступать. Представьте себе негодование цивилизованных европейцев, ведь какие-то невежественные местные язычники даже знают, что такое флаг и зачем-то его отняли у датчан. Епископ лундский взошёл на гору поднял руки к небу и стал молиться. Когда ему казалось, что язычники победят: «Произошёл могучий разрыв в облаках, солнце пробилось сквозь и золотой свет свернулся в кольцо над ним. Все видели светящееся знамя с крестом белым на красном. Они услышали через рев бури голос: «Поднимите флаг с крестом высоко — и вы одержите победу!« Подняв знамя над войском даны одержали полную победу.

flag_sundukМесто, где с небес упал флаг, стали называть — Садом датского короля. Победа при Линданисе фактически означала завоевание Эстонии датчанами. После неё Вальдемар II получил прозвище «Победоносный».

flag_4_1-3Северная Эстония после этой битвы оставалась под властью датчан еще более столетия, до XIV века. После кровавого восстания Юрьевой ночи, инициаторами которого были руги, и его жесточайшего подавления, датчане решили в дальнейшем не рисковать и продали свои восточные владения немцам.

  Но не всё так просто в Датском королевстве. Уж не знаю, что там послышалось в рёве бури епископу лундскому, но можно попробовать посмотреть на произошедшие события и без религиозного фанатизма. Посмотрим на описание ещё раз: «Произошёл могучий разрыв в облаках, солнце пробилось сквозь и золотой свет свернулся в кольцо над ним«. В низу рёв бури такой, что слышаться слова, а в небе кольцом расходятся тучи — можно сделать предположение, что был очень сильный порыв ветра. Осталось понять откуда мог появиться флаг.

Посмотрите насколько близко к древку флага находится поперечная полоса креста на флаге изображённом на портрете Валдемара II. В одном из старых документов встречается описание флага где сказано, что он был из шкуры ягнёнка.

Тут наверное стоит вспомнить, что по датской версии Валдемар II устроил свой поход на Русь. А вот в немецкой версии народы описаны по месту проживания — Ревельцы (жители Колывани), Гарионцы (жители области Ругелъ). В тех краях жили не только колыванцы и руги, но и естоны (аисты). На современном эстонском языке руги (русы) — vene. Вендами немцы называли славян вплоть до 20 века, в октябре 1990 года в Лужицах прошла демонстрация радикальных «немецких патриотов» под лозунгами «Коммунистов и сербов в газовые камеры» и «Иностранцы и венды — вон!». Вполне возможна ситуация, что флаг изначально был не у датчан, а у тех кто привык под ним сражаться, но порывом ветра порвало нити сшивающие полотно или шкуру ягнёнка вокруг древка, подняло ввысь и принесло к датчанам. Известно, что венды использовали красно-бело-красный флаг, а если учесть, что флаг мог быть и не новым то на нём вполне могло остаться выцветшее под дождём и солнцем место от древка, которое религиозные фанатики восприняли как изображение креста. Вот так наш флаг стал старейшим государственным флагом.

flag_5_1-6Флаги не так часто упоминаются в старых документах, но в ливонской рифмованной хронике описан интересный момент, который послужил основой при выборе государственного флага Латвии:

Как стражи земли в Ригу спешили \ Ещё и отряд вендов, как мне сказали. \ Когда известие о войне услышали, \ Один брат (рыцарь) сотню мужчин привёл \ Шли они бравые, величавые; \ Флаг этого отряда красным был \ Притом с белой полосой он \ По обычаю вендов. \ Венденом называется там замок один, \ У знамени его расцветка такая. \ Тот замок средь латгалов \ Могу вам сказать; там женщины \ Как мужчины скачут (на конях), такое обыкновение у них.

Город названный немцами Венден, по названию проживающих там вендов, когда-то назывался Кесь, что на древнерусском означало дом или жилище (в современном болгарском «дом» — къща), откуда современное латышское название ЦесисПо непредсказуемым историческим параллелям Цесис и сейчас носит белый крест на красном фоне, хотя этот уютный старый город с датчанами никаким боком не связан.

Цвет Латвийского флага немного отличается от флага Австрии, столица которой Вена (Виндебож, Виндебон в древности поселение вендов) на Дунае имеет славянские корни, а некоторые районы города до сих пор имеют славянские названия (Веринг, Виден…). Это же сочетание цветов считалось родовым у польских королей из династии Пястов. Красно–белые цвета на флагах — это традиционные цвета торгового ганзейского союза, в состав которого входил г. Венден. В Грюнвальдской битве поляки захватили флаг Великого комтура Конрада фон Лихтенштейна, «знамя с широкой белой полосой на красном фоне». Великий комтур — заместитель Великого магистра Тевтонского Ордена, правитель Мариенбурга (ныне г. Мальборк в Польше). Известен красно–бело–красный флаг Крита, долгое время принадлежавшего Венецианской республике. Кстати, своё название Венеция получила от латинского «Veneti», группы племён, населявших в древности берега Адриатического моря и, которые, по мнению древних авторов, являются предками славян, а предками энетов были пеласгиОднако на гербе Вены виден белый крест на красном фоне. А как же Аисты, каков их след в этой истории? Ни разу не встретил упоминаний под каким флагом сражались эсты (аисты-пеласги) но вот, что интересно — две горы на Кавказе которые являются крайней юго-восточной точкой границы Европы носят названия Эста Лерге и Эста Корта. В исторических документах упоминается, что те места когда-то называли “Кавказская Пеласгия” и народная память пронеся через тысячелетия сохранила красно-бело-красный цвет на флаге Чеченской республики. Невзирая на то, что это самый древний след в 2004 году красно-бело-красную полосу убрали, посчитав осколком коммунизма, а не наследием предков.

flag_5_7У ругов красно-бело-красные цвета тоже сохранились. На самом севере Лихтенштейна на границе с Австрией и Швейцарией есть долина на берегах Рейна под названием Ругель (Ruggell). Хоть сегодня и говорят в тех местах на немецком языке, но на гербе с красным фоном белая полоса, а внутри белой синяя, символизирующая реку. На местном алеманском наречии река Рейн произносится “Raina”. Как пишут в наших учебниках истории именно эта «краина» была той чертой за которую долго не могли перебраться римские легионеры, а позже и прочие «не варвары». 
А что же русы, спросите вы? 
Русы основали поселение, которое в итоге стало самым русским городом Латвии, один из микрорайонов Даугавпилса так и называетcя Ругели, да и про Ругодивъ забывать не стоит. У соседей — жителей бывшего полоцкого княжества, сегодняшних белорусов, можно увидеть те же цвета на бел-чырвона-белы сцяге, да и на флаге России есть и красный и белый цвет. На иерихонском шлеме царя Михаила Фёдоровича изображён Архангел Михаил у которого белый крест на гранатовом (красном) фоне. // Сергей МУЛИВАНОВ.

 

Поделиться этой записью