Советские художники покорили Лондон

Советские художники покорили Лондон

pomnit-mir-spasennyi

 

В Лондоне завершилась организованная Фондом Art Russe выставка, приуроченная к 70-летию Победы над фашизмом. Экспозиция имела колоссальный успех: за месяц ее посетило свыше 21 тысячи человек. Большинство представленных картин и скульптур никогда ранее не выставлялись в Соединенном Королевстве.

+++

ЗДЕСЬ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ НЕКОТОРЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ http://russalon-sw.ru/archives/category/fotogalerei  и публикации красноярского филиала РС http://russalon-sw.ru/  

+++

На выставке «Наследие Второй мировой войны в российском искусстве» художественные произведения из России были размещены рядом с чертежами Британского министерства информации, созданными во время Второй мировой войны. Лондонцы и гости британской столицы ознакомились с работами некоторых из наиболее известных русских художников XX века, включая «Письмо с фронта» Александра Лактионова, картину братьев Ткачевых «У колодца» и монументальное полотно Мая Данцига «И помнит мир спасенный» (её вы видите на открытии страницы). Цель выставки заключалась в содействии диалогу об общем наследии войны для художников всех поколений.

У человека, учившегося в советской школе, наверняка случится культурный шок, когда в модной галерее «Саатчи», где всё такое суперсовременное и авангардное, вдруг увидишь привет из детства – «Опять двойка» Фёдора Решетникова. И уж совсем необычно встретить возле неё английского искусствоведа, объясняющего, что в этой работе вся суть послевоенных лет.

«Это портрет мальчика. На нём явно отцовская куртка, и она ему велика. Отец погиб на войне, и мальчик этот будущий кормилец своей семьи. В этой картине и светлые эмоции, и горечь целого поколения русских людей, потерявших своих  близких», — отмечает куратор выставки «Наследие Великой Отечественной войны в русском искусстве» Ангус Халдейн.

На этой уникальной выставке классические работы первых послевоенных лет. И написанное через 45 лет после победы магическое полотно Игоря Обросова «Военная Москва» как негатив старой чёрно-белой фотографии. Яркий, солнечный день в столице превращается в тревожную ночь.

Это редкий случай, когда знакомые с детства картины военной поры выставляются в знаменитой Лондонской галерее. Рядом с полотнами советских и российских художников британские плакаты, нарисованные в 40-е годы. Если английские слова заменить кириллицей, то возникает ощущение, что нарисовали их не в Лондоне, а в Москве.

Ведь были времена, когда британская пропаганда называла Сталина и Черчилля товарищами по оружию! На одном из плакатов вполне можно было написать: «Всё для фронта, всё для Победы!». Война с общим врагом как будто стёрла границы между советским и британским агитискусством, тем более, что многое англичане подсмотрели в советских плакатах 30-х годов.

«Были какие-то совершенно общие переживания! Может быть, не масштабы их переживаний, но угол зрения, направление, доминанта. Это всегда было горестное и трагическое расставание с близкими, страной, с домом», — отмечает заведующий отделом живописи второй половины XX века Третьяковской Галереи Наталия Александрова.

Картины белоруса Мая Данцига как сложная музыка. А название одной из его картин – строчка уже народной песни «И помнит мир спасённый», написанной Евгением Винокуровым и оживлённой голосом Марка Бернеса.

У картины Евсея Моисеенко особая история. «”Работа называется “Свобода”. Написал художник, по сути, автопортрет, потому что он был в концлагере. И когда его освободили американцы, он не мог не написать эту работу», — поясняет организатор выставки Андрей Филатов.

Трудно сказать, сколько посетителей этой выставки потратят время на то, чтобы узнать историю каждого полотна, каждой скульптуры. Но любой человек, прошедший по этим залам, поймёт, насколько острой остаётся боль, и как трудно забыть, даже через 70 лет без войны.
+++

Локальная экспозиция, занявшая всего два зала, вызвала живой отклик у посетителей. В ходе выставки было приобретено свыше 3 тысяч каталогов и более 1200 монографий о Викторе Попкове и Николае Фешине, изданных фондом Art Russe в рамках издательской серии об известных русских художниках.

Выставленные в Лондоне работы русских художников также вошли в состав виртуальной художественной галереи, организованной в ходе видеотрансляции матча за звание чемпионки мира ФИДЕ по шахматам (Сочи, Россия, 16 марта — 6 апреля 2015 года). Виртуальная экспозиция прошла в рамках соглашения о сотрудничестве, подписанного между Фондом Art Russe и Российской шахматной федерацией (РШФ).

За дни турнира выставку посмотрели более миллиона зрителей из 201 страны мира. Онлайн-видеотрансляция чемпионата на английском и русском языках велась Российской шахматной федерацией на сайте турнира и на сайте самой РШФ. Технология онлайн-выставок в рамках трансляции шахматных турниров в сети Интернет была впервые использована в 2012 году при организации матча за звание чемпиона мира по шахматам, проходившего в Государственной Третьяковской галерее, и стала новым инструментом по продвижению просветительских проектов, направленных на поддержку и популяризацию русского искусства ХХ века.

По мнению Андрея Филатова, основателя Фонда ArtRusse, выставка в Лондоне прошла успешно, собрав тысячи посетителей в Лондоне, известном своей чрезвычайно активной культурной жизнью. «Мы очень рады, что предложенная нами тема, отражающая трагическую и героическую часть общей истории России и Великобритании, нашла отклик у лондонцев. Представленные на выставке художники весьма популярны в России, но практически неизвестны на Западе. Мы намерены продолжать подобные проекты, чтобы привезти в Лондон и другие столицы мира новые произведения русских художников», – отметил г-н Филатов.

Экспозиция «Наследие Второй мировой войны в русском искусстве» стала вторым выставочным проектом, который проводился фондом Art Russe в Лондоне. В прошлом году по инициативе и при поддержке фонда в лондонском культурном центре Сомерсет-Хаус состоялась первая в Соединенном Королевстве выставка художника Виктора Попкова.

+++

Фонд Аrt Russe, возглавляемый предпринимателем и меценатом Андреем Филатовым, был учрежден в 2012 г. Цель фонда – формирование у мировой аудитории более глубокого понимания культурного вклада советских и российских деятелей искусства. В частности, фонд специализируется на коллекционировании образцов русского искусства, созданных в 1917-1991 гг., и их продвижении на международном уровне. Задача фонда – увеличить известность работ данного жанра посредством проведения выставок, предоставления работ музеям и галереям различных стран и публикации книг и каталогов, посвященных наиболее видным художникам и их произведениям.

Share this post